4. Выполнение творческих заданий как метод стимулирования повышения мотивации. Под творческим заданием мы понимали вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.
Применение творческих заданий на уроках математики способствовало формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.
Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:
составление учащимися задач по изученным темам программы.
сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;
сочинение стихотворений на изученное правило или закон;
творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;
написание сочинений по математике, литературе, русскому языку.
Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности. Примеры творческих заданий представлены в приложении Г. Также творческие задания предлагались и на уроках литературы и русского языка. Ученикам предлагалось составить рассказ, стихотворение или написать сочинение, но наибольший интерес у них вызвали именно творческие задания на уроках математики.
5. «Мозговая атака». Нами проводилось коллективное обсуждение вопросов в классе, с целью выдвижения идей и разрешения спорных вопросов. Во время проведения мозговой атаки ни одна идея не отклонялась, до тех пор, пока не была тщательно изучена и обсуждена. Учащиеся сначала не очень позитивно отнеслись к данному методу, вели себя скованно и предпочитали воздержаться от высказывания своих мнений. Но по мере привыкания, дети осознали, что, ни кто не будет критиковать за их высказывания и стали более открыто и откровенно высказывать свою позицию, по обсуждаемым вопросам. Данный метод применялся на уроках русского языка, истории, литературы и др. пример задания мозгового штурма приведен в приложении
Таким образом, формирование учебных мотивов происходило в процессе осуществления деятельности. Включаясь в учебную деятельность у учащихся повышался уровень учебной мотивированности. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывали яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилась его потребностью и приобретала для него ценность, что приводило к повышению уровня сформированности мотивированности учения.
Способы развития личности одаренного ребенка
Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, ее виды и кого можно считать одаренным, и теперь перейдем к центральной части нашей работы – трудности и радости одаренных детей. Об этом и пойдет речь в этой части нашей работы. Хотя многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, ...
Проективная модель личностно-ориентированного обучения
В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредс ...