Успешное обучение непосредственному пониманию текста зависит от направления всего процесса чтения. Учащиеся должны владеть целым рядом умений и навыков, чтобы достичь беспереводного понимания текстов. Они должны научиться быстро выделять в тексте знакомый материал и использовать его для понимания общего содержания.
Ученик должен также уметь:
- узнавать значения слов из контекста;
- выделять связующие средства языка;
- выделять опорные слова, несущие смысловую нагрузку;
- узнавать интернациональные слова;
- распознать многозначные лексемы.
Следует научить учащихся также всем способам смыслового анализа, основным средствам проникновения в содержание текстового материала, таким как:
- определение темы;
- выделение главной проблемы;
- обобщение фактов, установление связи между ними;
- выделение главной и второстепенной информации;
- установление смысловых центров, логической последовательности сообщения;
- понимание контекста;
- оценка содержания.
Одним из необходимых и обязательных
условий эффективного чтения является, как известно, расширение словарного запаса. Наряду с этим заметим, что быстрое извлечение информации из текста зависит не столько от знания большого количества слов, сколько от того, как свободно читающий владеет навыком «узнавания» слова в его грамматическом и семантическом контексте. Поэтому так важно, особенно еще на начальном этапе обучения чтению как виду речевой деятельности, уделять большое внимание расширению потенциального словарного запаса учащихся [17; 78].
При чтении текстов, в частности, по домашнему чтению, ученики обычно сталкиваются с большим количеством слов, и понимание их значения зависит во многом от того, насколько развит у читающего навык анализа их словообразовательной структуры. Так, например, латинский корень - ven (come) является составным элементом многих слов: avenue, invention, revenue, convention, intervene. Значение греческого корня - graph (write) помогает определить значение многих слов: biography, autograph, bibliography, geography, telegraphy, autograph, phonograph, geography, telegraphy, monograph, bibliography.
Потенциальный словарный запас ученика станет намного богаче, если он активно овладеет широко употребительными греческими и латинскими словообразовательными элементами, например:
Латинские
префиксы |
корни |
суффиксы |
pre (before) |
voc (call) |
ous (full of) |
re (again) |
and (hear) |
tion, sion (act of) |
in (not) |
vert (turn) |
able, ible (capable of) |
ex (out) | ||
con (with) |
Социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Школа находится на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты. Это ...
Игра “Экологические шарады”
Цель: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; выявить и расширить знания школьников о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса. Игра рассчитана на учащихся 11 классов и предназначена для использования во внеклассной работе. Участники: ведущий, две ком ...