Следующее умение, о котором уже упоминалось выше, это умение вписывать теперь уже в тетрадную строку несложные по форме фигурки предметов и выполнять их в половинном размере. Например, упражнение "паровоз и вагончики". Дети рисуют прямоугольники, в целую и половину строки. Учитель на первом же уроке может объяснить им: "Точно такие же по высоте, как большой "паровоз" мы будем писать заглавные буквы, с которых начинаются предложения, имена и фамилии людей. А остальные буквы в словах писать будем так же по высоте, как и маленькие "вагончики".
Обучение письму в тетрадях с одной линейкой – не самоцель, оно является надежным средством развития первоначальных графических навыков детей; с одной стороны, оно оптимизирует и облегчает учебный процесс, с другой – вносит в него ту меру трудности, которая необходима для полноценного развивающего обучения. И эта мера трудности неизменно преодолевается первоклассниками [13, с.29].
Пути эффективного метода обучения письму предлагает и учитель с большим педагогическим стажем Евгения Николаевна Потапова.
Главным положительным результатом данной методики является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей. Метод Потаповой позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов, сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивать синтетическое, логическое мышление; внутреннюю и внешнюю речь; память, а также творческие способности учащихся; решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких уроках ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес учащихся к урокам письма [37, с.14].
Использование этого метода позволяет писать в тетрадях для второго класса после четырех месяцев обучения. Ученики пишут тексты механически, не задумываясь о соединениях букв, их начертаниях. Все внимание ученика сосредоточено на орфограммах.
Хотелось бы отметить, что данная методика позволяет корректировать программный материал по русскому языку и чтению, выделяя большее количество времени на трудные и объемные темы.
Обучение письму условно разделено на три этапа:
1. Развитие мускульной памяти (штриховка развития мускулатуры). Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов. Важно заниматься этим, имея перед собой определенную цель. Правила нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между штрихами. Эти условия дети принимают быстро, легко, как в игре.
2. Развитие тактильной памяти. Это этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения "Азбуки". Из самой нежной наждачной бумаги родители вырезают буквы (заглавные и строчные) и наклеивают их на бумагу или картон. Такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее соединений. В процессе этого идет не только тренировка, но и развитие мышления от абстрактному к конкретному.
3. Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв (праздник письма). Этот этап длится 10-14 дней. Используя вкладыши букв, ребята пишут первую букву почти до конца строчки, а одну - две самостоятельно. Они вдруг замечают, что их буквы тоже получились изящными, с нужным наклоном, красивым. Детской радости нет предела. Наступают дни, которые можно назвать "праздником письма", то есть возникает, как говорят ученые, "ситуация успеха". Постоянно количество букв, написанных без вкладыша, увеличивается. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых двух этапах, то есть с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон письма и закрепляются приобретенные навыки, направленные на написание букв и их элементов [38, с.55].
Сущность творческого процесса
Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С.О. Грузенберг выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости. Наиболее распространены "божественная" и "демоническая" версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали ...
Творчество младших школьников на уроках музыки
урок музыка игра драматизация Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б.В.Асафьев подчеркивал в этой связи прежде всего воспитательну ...