Сопоставление образовательной практики с вышеназванными требованиями позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, ряд проблем, влияющих на социально значимые показатели деятельности школ, муниципальных, региональных систем образования в Республике Тыва, не вошли в орбиту инновационного поиска. В то же время традиционные подходы к их решению не приводят к качественно новым результатам. Прежде всего, речь идет о выполнении российского законодательства об обязательности основного общего образования, что является залогом социальной безопасности, ликвидации беспризорности, повышения кадрового потенциала страны.
Несистемность управления заключается в том, что опыт школ, добившихся успехов в решении многих вопросов, обобщается крайне нетехнологично, как правило, в форме выступлений. Обобщение опыта на уровне разработки технологий, т. е. поэтапных процессов, которые может повторить любая другая школа, фактически отсутствует.
Новые социально-экономические условия требуют нестандартных подходов к решению образовательных проблем.
Увидеть неиспользованные ресурсы и превратить их в двигатель развития образования – именно на это нацеливает приоритетный национальный проект "Образование", который осуществляется в Республике Тыва по следующим направлениям:
повышение уровня воспитательной работы в школе;
стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы;
поощрение лучших учителей;
государственная поддержка талантливой молодежи;
внедрение современных образовательных технологий;
сельский школьный автобус;
оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Три из названных направлений реализуются в форме конкурсного движения, стимулирующего внедрение инновационных процессов как средства повышения качества образования.
И, конечно, особое место среди них занимает конкурс общеобразовательных школ на Грант Президента РФ в 1 млн. руб.
Но важность национального проекта еще в том, что он заставил коллективы школ, управленческие структуры всех уровней более глубоко проанализировать содержание и результативность инновационной деятельности сегодня и определить вектор дальнейшего развития.
В контексте этого определена вторая причина существующего противоречия между большим количеством нововведений и недостаточной степенью их влияния на результативность системы образования региона. Она заключается в механизме определения опытно-экспериментальных площадок, и тем, над которыми они работают.
В настоящее время выбор темы ОЭР происходит по инициативе педколлективов отдельных школ, которые сами по себе, являясь носителями нового, передового, выступают разрозненно и поэтому не могут представлять систему инновационного поиска в тех направлениях, которые наиболее актуальны для образования муниципального района и региона в целом. Часто это школы, которые уже в основном проработали заявленную тему, им остается оформить ее документально и достроить отдельными деталями. Конечно, для данной конкретной школы ОЭР помогает педколлективу овладеть дополнительным тезаурусом и получить дополнительное развитие.
При существующем подходе проблемные школы остаются проблемными, а многие передовые в рамках ОЭР долгие годы совершенствуют давно найденный вариант решения.
В этом плане ПНПО для стимулирования нацеленности образовательных систем на решение наиболее важных проблем формулирует их в качестве критериальных требований конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, лучших учителей.
И на уровне региона необходимо определять опытно-экспериментальные площадки как победителей конкурса инновационных идей и нацеленных на решение регионально значимых проблем.
Типология неуспевающих школьников
Прежде чем рассматривать особенности проявления неуспеваемости у отдельных типов учащихся, дадим общую характеристику. В работах П.П. Блонского, И.В. Дубровиной, Н.И. Мурачковского указывается, что неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках ...
Особенности развития игр
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматри ...