Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый им опыт « догматизирует его педагогическое мышление, награждает его, наряду с известной опытностью, и определенной долей профессиональной косности». Неспособность к научному анализу педагогических явлений ведет к механическому заимствованию чужого опыта, к излишне доверчивому отношению к любой методической рекомендации и столь же легкому отказу от нее под влиянием новой статьи, новой установки. Этим, очевидно, можно объяснить те случаи, когда молодой учитель быстро приспосабливается к устаревшим формам работы, оказывается не в состояние выработать собственный индивидуальный стиль деятельности.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями педагогического процесса, его глубинными основаниями и механизмами. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, вычленяя составленные элементы педагогического процесса, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитании идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление – определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, полное отсутствие фразы, постоянную готовность к работе, ясную мысль. Настаивая на том, что педагогическое творчество не является свойством только талантливых людей, А. С. Макаренко говорил: «… я себя не считал и не считаю сколько-нибудь талантливым педагог… Но я много работал, считаю себя работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
Специфика психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. [3, ...
Развития логического мышления младших школьников: проблема и различные аспекты
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усваивае ...