Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Страница 4

В этом случае цели нравственного воспитания подростков школьников не могут быть абстрактными и недосягаемыми. Они должны выражаться в тех конкретных нравственных качествах, которые необходимо и возможно сформировать у учащихся в школьном возрасте. Такими общими целями нравственного воспитания выступают базовые (интегративные) нравственные качества личности подростка. Они в конечном итоге определяют ее моральный облик, служат общим ориентиром воспитательной деятельности и указывают на ее конечные воспитательные результаты. Однако базовые (интегративные) нравственные качества как общие цели нравственного воспитания личности школьника являются весьма сложными по своей структуре и содержанию психологическими образованиями. Их воспитание, как показано в предыдущем параграфе, осуществляется постепенно, путем формирования и интеграции комплекса более простых нравственных качеств и элементов поведения (нравственных умений, навыков и привычек). Поэтому они не могут быть непосредственно методическим инструментом организации воспитательной работы.

Общие цели нравственного воспитания должны быть педагогически инструментальными, т.е. практически реализуемыми. Их необходимо материализовать в конкретном содержании. Содержание нравственного воспитания подростков как материализованное воплощение его общих целей есть совокупность нравственных качеств, которые характеризуют на конкретном этапе возрастного развития нравственность личности школьника и определяют систему его нравственных отношений. В этом случае содержание нравственного воспитания выражает его частные цели.

Оба вида выражения целей значимы и необходимы как для осмысления единства целевых и содержательных основ нравственного воспитания подростков, так и для понимания процесса их практической реализации. Без общих целей нет главного ориентира для конструирования частных целей нравственного воспитания, воплощенных в его содержании. Без частных целей невозможно осуществить организацию конкретной воспитательной работы. Только практическая реализация частных целей нравственного воспитания подростков позволяет достичь общих, выражающихся в обобщенных нравственных качествах. Осознание общих целей нравственного воспитания является необходимым условием определения и достижения его частных целей, материализованных в содержании.

Исходя из идеи интегративного характера формирования нравственности и положения о том, что целевая и содержательная стороны нравственного воспитания подростков включают в себя взаимосвязанную систему нравственных качеств личности, которые, проявляясь в поведении и деятельности, определяют ее отношения к Родине, к другим странам и народам, к материальным ценностям и природе, к труду и выполнению своих обязанностей, к другим людям и к самому себе, выделены следующие основные направления организации нравственного воспитания:

1.Воспитание у подростков патриотических и интернационалистических знаний и чувств (отношения к Родине, другим странам и народам).

2.Воспитание у подростков бережливости (отношения к материальным ценностям и природе).

3. Воспитание у подростков самостоятельности (отношения к труду и выполнению своих обязанностей).

4. Воспитание у подростков общительности и дисциплинированности (отношения к другим людям и к самому себе).

В соответствии с выделенными основными направлениями организации нравственного воспитания подростков в табл. 1 определено его примерное содержание. При структурировании содержания нравственного воспитания подростков как совокупности взаимосвязанных нравственных качеств личности учитывался интегративный характер формирования последних. Поэтому по каждому направлению нравственного воспитания нравственные качества расположены в порядке убывания их структурно-содержательной сложности. Разумеется, воспитание каждого из них начинается с выделения, формирования и интеграции простейших элементов поведения (нравственных умений, навыков и привычек).

В ряде случаев нравственные качества повторяются в разных направлениях воспитательной работы. Это обусловлено их родственными связями или многозначностью. Например, исполнительность выступает содержательным компонентом различных нравственных качеств (самостоятельности и дисциплинированности). Это же самое характерно и для других нравственных качеств, включенных в разные группы: организованности, дружелюбия, аккуратности и т.д.

Общими целями нравственного воспитания выступают базовые (интегративные) качества, а его содержанием — совокупность более простых нравственных качеств, которые характеризуют на определенном этапе возрастного развития нравственность личности подростка и определяют систему его нравственных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристика альтернативных программ обучения и воспитания в ДОУ
Вариативность образования декларируется как один из основополагающих принципов образовательной политики государства. Программа «Радуга». Это первая инновационная программа дошкольного образования. Работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г . Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. ...

Модель дистанционного обучения
В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И. Змитрович, А.Д. Иванников, Д.В. Куракин, Г.А. Кручинина, В.П. Тихомиров, Е.С. Полат, А.В. Хуторс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru