Думается, что первый подход является не совсем правильным, не проясняет сущность рассматриваемого понятия и второе его определение. Вряд ли можно согласиться и с третьей дефиницией, так как в ней, на наш взгляд, допускается определенное смешение понятий средств и форм организации воспитания.
Как уже неоднократно отмечалось, воспитание личности подростка, в том числе и его нравственных качеств, осуществляется только в деятельности и общении. В деятельности и общении проявляется активность подростков, формируются и реализуются нравственные потребности и мотивы их поведения. Этические знания учащихся являются результатом их морально-познавательной деятельности. Формирование нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств личности требует также организации различных видов деятельности и общения.
Организуя разнообразные виды деятельности и общение подростков, педагог имеет возможность использовать специфические способы (методы) воспитательного воздействия на личность школьника. Только в деятельности и общении методы нравственного воспитания находят свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания следует понимать учебную и различные виды внеучебной деятельности подростков, а также их общение.
Методы и средства нравственного воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах, или формах организации воспитания. Если первые отражают внутреннюю, процессуально-инструментальную сторону воспитания нравственных качеств, приводят в действие педагогические механизмы его осуществления, то в организационных формах проявляется внешняя сторона процесса нравственного воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, определенным содержанием и функциональной спецификой, последовательностью этапов и т.д.
Следовательно, в качестве организационных форм воспитания нравственных качеств подростков выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д.
Таким образом, рассмотренная нами взаимосвязь и единство общих целей, содержания и задач нравственного воспитания, его методов, средств и организационных форм, свидетельствуют о логичности сделанных выводов и очевидной правильности теоретических идей и положений.
Проблема единства целевых, содержательных и процессуальных основ воспитания нравственных качеств личности подростка имеет множество аспектов. Два из них, которые имеют решающее значение в практическом плане, будут рассмотрены более подробно и обстоятельно в после- дующих разделах.
Первый аспект этой проблемы касается вопросов определения результативности нравственного формирования подростка. Результат нравственного воспитания характеризует не только степень его успешности, но и выступает в качестве исходного ориентира для прогнозирования и осуществления новой воспитательной задачи. Отсюда следует необходимость проведения диагностики нравственной воспитанности школьников и учета ее результатов при планировании воспитательной деятельности педагога.
Второй аспект рассматриваемой проблемы связан с построением модели целостного процесса организации воспитания нравственных качеств подростков школьников и определением методического инструментария ее практической реализации в воспитательной практике.
Развивающие возможности игровой деятельности на
уроках информатики в начальной школе
Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования. Курс обучения информатике в начальной школе построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом и решает задачи развивающего, мировоззренческого и т ...
Психологические барьеры в обучении школьников
математике
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Воспитание и обучение должны быть организованы так ...