Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Структура образования » Проблема нравственного воспитания современного подростка » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков

Страница 5

Определение содержания нравственного воспитания не может быть ограничено только перечислением тех нравственных качеств личности, которые необходимо сформировать в подростковом возрасте. Дело в том, что воспитание каждого из этих качеств обусловлено формированием их содержательно-структурных психологических элементов. Поэтому проблему целей и содержания нравственного воспитания подростков необходимо рассматривать не только в плане определения совокупности тех нравственных качеств личности, которые детерминируют ее нравственность, но также и с точки зрения тех внутренних содержательных и структурных психологических компонентов, совокупность которых составляет основу формирования отдельного нравственного качества. «В поисках наиболее эффективных путей воспитания, — указывают Л.И.Божович и Л.С.Славина, — необходимо учитывать как психологические закономерности формирования личности, возрастные и индивидуальные особенности детей, так и то психологическое содержание, которое вкладывается в соответствующее качество личности (выделено нами — В.Ч.), которое воспитатель хочет сформировать».

В этом случае цели и содержание нравственного воспитания подростков конкретизируются в его задачах, которые отражают основные направления воспитательного воздействия на учащихся. Речь идет о том, что при воспитании у подростков того или иного нравственного качества личности педагогические усилия и воздействия педагога должны быть направлены на формирование его содержательно-структурных психологических компонентов, а именно:

-стимулирование активности подростков и воспитание их нравственных потребностей и мотивов поведения;

-формирование морального сознания учащихся;

-выработку нравственных умений, навыков и привычек поведения, а также укрепление волевых свойств.

Изложенные выше идеи позволяют сделать весьма существенный не только для педагогической теории, но и для воспитательной практики вывод: процессуальные основы воспитания нравственных качеств школьников определяются непосредственно не целями и содержанием нравственного воспитания, а его воспитательными задачами. Это и понятно. Во-первых, воспитание любого нравственного качества личности является завершенным, если сформированы все его структурные компоненты. Во-вторых, социальное проявление нравственного качества личности детерминировано совокупностью его содержательных и структурных психологических компонентов.

Следовательно, единство целей, содержания и процессуальных основ нравственного воспитания подростков опосредовано воспитательными задачами, в соответствии с которыми конкретизируются способы (методы) воспитательной работы по формированию нравственных качеств, определяются ее средства и формы организации.

Процессуальная сторона нравственного воспитания реализуется посредством воспитательной деятельности как совокупности способов и приемов педагогического воздействия на учащихся подростков, т.е. методов воспитания. Поскольку воспитание любого нравственного качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами.

Методы воспитания необходимо также различать в соответствии с тем, формирование каких структурно-психологических компонентов нравственного качества личности они обеспечивают. В этой связи все методы нравственного воспитания можно разделить на следующие группы:

1. Методы стимулирования активности подростков и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности.

2. Методы организации познавательной деятельности подростков и формирования их нравственного сознания.

3. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их нравственного поведения.

Не вдаваясь в подробный анализ названных методов нравственного воспитания (они достаточно обстоятельно охарактеризованы в учебной и научной педагогической литературе), покажем их связь со средствами воспитания.

В педагогике до настоящего времени отсутствует единый подход к определению сущности средств воспитания. В одних учебных пособиях это понятие вообще не упоминается, в других — трактуется как совокупность приемов воспитания, в третьих — под средствами воспитания понимаются «те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (демонстрации, картины, кинофильмы и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие пространственных и временных представлений
Пространственная ориентация — оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более узком значении понимается ориентировка на местности, т. е. определение «точки стояния» (местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам), локализация окружающих объекто ...

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса Определение педагогического общения
Проведенный анализ содержания, функций и внутренней структуры (уровней) вербального общения в целом позволяет с этих же позиций в этих же терминах определить и педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентирова ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru