В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить. Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.
Воспитание одних, более сложных по своей структуре и содержанию нравственных качеств предполагает сформированность других, менее сложных. Количество нравственных качеств, которые необходимо сформировать на первых ступенях их интеграции (на начальном этапе организации воспитания подростков), значительно убывает в дальнейшем. Объединяются (интегрируют) между собой, как правило, в первую очередь родственные, близкие по своему значению нравственные качества. Каждое образовавшееся на основе интеграции нравственное качество не обособляется в структуре личности, а тесно связывается, объединяется с другими нравственными качествами, создавая предпосылки для их дальнейшей интеграции.
Воспитание нравственных качеств обусловлено формированием их структурно-содержательных компонентов. Поэтому воспитательные задачи отражают те педагогические условия и воздействия на подростков, которые направлены на стимулирование их активности и воспитание нравственных потребностей и мотивов поведения, формирование нравственного сознания, выработку нравственных умений, навыков и привычек, а также укрепление волевых свойств личности. Единство целей, содержания и процессуальных основ нравственного воспитания опосредовано воспитательными задачами, в соответствии с которыми отбираются его методы, определяются средства и формы организации. Структурно-содержательные компоненты нравственных качеств выступают также основой классификации методов нравственного воспитания. Его средствами являются учебная и различные виды внеучебной деятельности и общение подростков, а организационными формами — формы организации учебной (уроки, учебные экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа) и внеучебной (различные воспитательные мероприятия) деятельности.
Исследовать нравственное воспитание безотносительно его направленности на формирование конкретных ее нравственных качеств — значит лишить рассматриваемое явление педагогического содержания. Цель воспитательной деятельности есть мысленно представляемый (прогнозируемый) ее конечный результат. Когда речь идет о педагогической деятельности по осуществлению нравственного воспитания, то, естественно, конечным результатом выступают нравственные качества подростков- школьников. Конечно, воспитание вообще может так- же способствовать появлению каких-то качеств личности. Однако вероятность получения положительного результата воспитательной деятельности значительно возрастает, если последняя направлена на формирование определенного нравственного качества личности, заданного как цель.
На рис.1 предлагается детализированная схема, отражающая единство и взаимосвязь целей, содержания и процессуальных элементов воспитания нравственных качеств личности подростка - школьника. Охарактеризуем и проанализируем эту схему, чтобы в дальнейшем сделать соответствующие теоретические и практические выводы, имеющие важное значение как для научного исследования рассматриваемой проблемы, так и для организации реального процесса воспитания нравственных качеств подростков.
Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на
основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его
здоровье»
При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» происходило подробное осмысление строения и функционирования организма человека, влияния различных внешне средовых и внутренних факторов на течение физиологических процессов. В ходе освоения санитарно-гигиенического материала данного раздела у учащихся формировались интересы, направл ...
Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в
младшем школьном возрасте
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этог ...