С целью определения эффективности театральной деятельности в ходе ликвидации излишней застенчивости у младших школьников, нами была проведена серия театрализованных занятий, направленных на формирование сценической речи, пластической выразительности, творческой деятельности, навыков коллективной работы. В Приложении 1 приведены сценарии некоторых театрализованных постановок, использованных нами в ходе занятий, выстроенных по программе А.П. Ершовой.
Работа проводилась в течение четырех недель. Краткий отчет о ее ходе приведен в таблице ниже.
Таблица 3 - Отчет о практической работе в общеобразовательном учреждении
Неделя |
Занятие |
Описание |
1 неделя |
1 занятие |
Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти. Упражнение на дыхание. Упражнение «и, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»; твердые и мягкие согласные: «пэ-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи». Изображение голосовых жестов в буквах о,у,и,э. Ассоциации по звучанию букв (ветер, вой, волк, жужжание пчелы и т.д.). Образы букв (что на что похоже). |
2 занятие |
Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками. Инсценировка по произведению К. Чуковского «Телефон». Просмотр театральной постановки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». | |
2 неделя |
3 занятие |
Поход в театр на постановку «Золушка» |
4 занятие |
Обсуждение театральной постановки «Золушка». Разыгрывание инсценировки просмотренной сказки. | |
3 неделя |
5 занятие |
Упражнения на пластичность, выразительность мимики. Упражнения на развитие внимания и восприятия. Театральная импровизация |
6 занятие |
Вокальные упражнения. Разыгрывание инсценировки по былине «Садко» | |
4 неделя |
7 занятие |
Подготовка к итоговой постановке по Т.М. Романовой «Играем в цирк» |
8 занятие |
Итоговая постановка по Т.М. Романовой «Играем в цирк» |
Основной задачей за столь небольшой промежуток времени было расширение представлений детей о театре и создание благоприятной атмосферы в экспериментальной группе, позволяющей ребенку проявить свои способности в полной мере без стеснения. Упражнения, взятые нами из методики Ершовы и включенные в практическую работу были направлены с одной стороны на развитие физических возможностей ребенка, его познавательных способностей, артикуляции и пр., а с другой стороны на становление понимания ценности самого себя как такового и возможности позиционирования собственных способностей в коллективе, в социуме.
Задания, направленные на становление отдельных элементов способностей к игре в театре, давались без особых проблем. Сложнее обстояло дело с инсценировками и постановками, в которых каждому отдельному ребенку было необходимо действовать самостоятельно. Преодолеть эти сложности стало возможным только после нескольких дней совместных занятий. Определяющим в становлении коллективной общности стал поход в театр и разбор отдельных составляющих спектакля на занятии позже.
Следующим этапом эксперимента стало проведение контрольного измерения уровня застенчивости испытуемых. Диагностика проводилась с использованием тех же методик, что и в случае констатирующего эксперимента.
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовател ...
Методическая разработка игры-драматизации «Времена года»
Времена года Цель игры. Развитие навыков вокальной импровизации и артистизма учащихся. Действующие лица Ведущий Зима девочки Весна Осень Лето Ведущий. Ребята, кто из вас знает, как называются периоды года, связанные с движением солнца и изменениями в природе? Дети. Времена года. Ведущий. Назовите четыре времени года. Дети. Весна, лето, о ...