Хозяйственная деятельность человечества в настоящее время активно воздействует уже на 60% поверхности суши, причем из чистой первичной биологической продукции лишь 10% используется непосредственно на потребление, а 30% попутно разрушается. Все меньше и меньше остается на планете территорий с ненарушенными или слабо-нарушенными экосистемами. Это Канада и Россия (север и азиатская часть) в северном полушарии, бассейн Амазонки и значительная часть Австралии в южном полушарии и пока еще - Мировой океан.
В России сохранившиеся сплошные массивы практически не нарушенных экосистем составляют 11 млн. км2 (около 65 % площади страны). Вместе с прилегающими территориями эти массивы образуют крупнейший в мире северный евразийский центр стабилизации природной среды - бесценный объект для восстановления биосферы Земли.
С другой же стороны, 12 % территории России относится к районам, экологическое состояние которых оценивается как неудовлетворительное, а удельные показатели нарушений природной среды (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) являются одними из самых высоких в мире.
Зоной экологического бедствия указами Президента России или постановлениями Правительства РФ на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны.
Прежде всего, это зона аварии Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии (табл. 1 по В. Протасову, 2001) .
Таблица 1. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия в России (Латчук, Миронов, Мишин, 2001).
Регион |
Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием |
1 |
2 |
Кольский п-ов |
Нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий |
Московский регион |
Истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов, утрата продуктивности земель, загрязнение почв. |
Северный Прикаспий |
Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, загрязнение моря. Истощение рыбных ресурсов, вторичное засоление и дефляция почв, нарушение режима особо охраняемых природных территорий. |
Среднее Поволжье и Прикамье |
истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов, обезлесение, нарушение земель горными разработками, эрозия почв, оврагообразование. |
Промышленная зона Урала |
Нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов, загрязнение почвы, утрата продуктивных земель. |
Нефтегазопромысловые районы Западной Сибири |
Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, загрязнение почвы, деградация лесных пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых природных территорий. |
Кузнецкий бассейн |
Нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, утрата продуктивных земель, загрязнение почвы, дефляция почв. |
Районы оз. Байкал |
Загрязнение вод и атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование, нарушение мерзлотного режима почвогрунта, нарушение режима особо охраняемых природных территорий |
1 |
2 |
Норильский промышленный район |
Нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод, нарушение мерзлотного режима почвогрунта, нарушение режима особо охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств ландшафта |
Калмыкия |
Деградация естественных кормовых угодий. Дефляция почв. |
Новая Земля |
Радиоактивное загрязнение |
Зона влияния аварии Чернобыльской АЭС |
Радиационное поражение территорий, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв. |
Рекреационные зоны побережья Черного и Азовского морей |
истощение и загрязнение вод суши, загрязнение морей и атмосферы, снижение и потери природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушение режима особо охраняемых природных территорий. |
Значение самостоятельной работы для самообразовательной деятельности
Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Самостоятельной работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного ов ...
Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №163 (п. Октябрьский). Адрес – 663690, Россия, г. Зеленогорск (п. Октябрьский) Красноярского края, ул. Диктатуры пролетариата, 20. Первая школа в пос. Октябрьский открыта решением Исполнительного комитета Рыбинского Сов ...