Всего на территории Российской Федерации к началу ХХ1 века зарегистрировано более 400 регионов общей площадью около 2 млн км2 (12% территории России) с признаками, характерными для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. На их территории проживает около 5 млн. человек.
Главными центрами дестабилизации природной среды на земном шаре являются североамериканский, европейский и юго-восточноазиатский. В этих центрах практически уничтожены естественные экосистемы, отсюда поступает основная масса загрязнений атмосферы, воды и почвы: североамериканский и европейский дают 1/3 мировой массы загрязнений, юго-восточноазиатский - 1/6 часть, причем масса загрязнений здесь быстро растет.
Экологические угрозы оцениваются во всем мире как более сложные, менее выявленные, изученные и гораздо более опасные, чем привычные природные, техногенные и даже военные. Изложенное позволяет сделать вывод том, что экологическая безопасность, является неотъемлемой и важнейшей составляющей национальной безопасности любого государства.
Методы обучения - одна из существенных и сложных проблем в методике обучения ОБЖ. На развитие методов обучения ОБЖ влияют методы естественных наук и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики ОБЖ. Таким образом, вопросы обеспечения экологической безопасности органично вписываются в методику преподавания ОБЖ, так как проблемы природоохранной деятельности входят в комплекс ряда естественных наук. Таких, как геология, почвоведение, биология и ботаника. Также для определения комплекса мер по обеспечению экологической безопасности требуются знания точных наук. Но это все для специалистов, а школьникам следует преподавать основы обеспечения экологической безопасности в предмете ОБЖ с помощью наглядных приемов и пособий. К примеру, даже то, что Сахалин относится к числу регионов, где зима характеризуются высоким снежным покровом и горный рельеф острова лавиноопасен, следует в ходе урока по ОБЖ, посвященной этой теме, раскрывать такую тему, как опасные природные явления (Белов, 2003).
По определению философии, метод (от греч. methodos - путь к чему-либо) в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Так же метод определяет и педагогика: "Метод - это способ достижения цели, т.е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели". В основу такого определения метода положено отношение между целью и характером деятельности, направленной на ее достижение. Цель определяет то, какой должна быть система действий человека (Русака, 1997).
Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина "метод" из-за синонимического использования таких слов, как способ, путь, средство, методика, а с другой - богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы.
В методике обучения ОБЖ чаще всего методы определяются ключевым словом "способ". Многие ученые дают такое определение: "Учебный метод - способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися". В. А. Титов в определяет методы как "основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков" (Иванов, Резчиков, Крылов, 2001).
Все они, различаясь в отдельных деталях формулировки, в целом характеризуют две взаимосвязанные стороны: воздействующая обучающая сторона - учитель и воспринимающая, усваивающая сторона - ученик. Характер этого взаимодействия зависит от третьего, важного компонента - источника знаний.
Элективный курс по физике «Альтернативная электроэнергетика»
Программа курса «Альтернативная электроэнергетика» предназначена для углубления знаний по физике и для ознакомления учащихся 9-го класса с нетрадиционными способами получения электрической энергии. Энергия – не только одно из чаще всего обсуждаемых сегодня понятий; помимо своего основного физического (а в более широком смысле – естествен ...
Методические основы урока
Общие требования к современному уроку вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирование национального самосознания; формировать у них прочные умения и навыки, способствующие их активному участию в общественном труде; воспиты ...