История кукольного театра

Страница 5

В течение многих веков театр кукол развивается рядом с драматическим театром, оказываясь то его призраком или зеркалом, то тенью, а иногда и суррогатом.

Но именно в последнее тысячелетие сформируются и те особенные черты театра кукол, которые мы ценим сегодня и которые делают его самостоятельным живым искусством.

У всех народов, знавших театр кукол, так или иначе связанный с магией либо религиозным культом, существуют литературные записи хотя бы одной-двух пьес (или сцен), описания кукол, устройства сцены, спектакля.

Сохранилось немало и литературных источников — свидетельств выдающихся писателей, упоминавших о том или ином традиционном зрелище, сохранявшемся в течение многих веков.

Эти пьесы строились как пьесы-обозрения: один и тот же герой показывался в отношениях с другими лицами, которые со временем могли заменяться. Даже в тех странах, где мы почти ничего не знаем о самих спектаклях, их направленности, куклах и декорациях, обязательно встречаем одного-двух кукольных героев, с которыми знакома вся страна.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями, а рядом с ними зачастую появлялись герои сегодняшние, "сиюминутные".

Так было и в античные времена, и в итальянском театре средневековья.

Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные "популярные фигуры", "портретные" куклы.

На территории Румынии, например, в театре кукол постоянно вводилась фигура Наполеона, чрезвычайно излюбленная в этом театре.

Можно даже проследить, как именно "популярные лица", с наслоениями времени, постепенно становились образами обобщенными, а в течение веков — и нарицательными героями. Взаимодействие таких нарицательных героев приводило к рождению "типов жизни".

Возникали национальные кукольные герои. Они создавались веками и в веках же оставались бессмертными.

Исторически сложилось так, что театр кукол во всем мире, став подлинно народным искусством, развивался в очень большой близости со всеми формами народного творчества: изобразительными (в том числе и народными промыслами) и, конечно, фольклором.

Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

Образ, перешедший из устного народного творчества на кукольную ширму (а этот "переход" осуществлялся десятилетиями) обогащался не только новыми чертами, но и приобретал нередко совершенно новый характер.

Потом эти же фольклорные герои становились предметом изучения большой литературы. Но тогда они уже мало походили на своих прародителей — кукольный образ обретал в сравнении с изустным не только некое преувеличение, но и большую глубину.

С течением времени — и прежде всего в Европе — театр кукол превратился в своего рода "кладовую", сокровищницу и "типов жизни" и многих сюжетов.

Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Фауст", как и многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях кукольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цели исследования развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста
Цель является центральным, систематизирующим компонентом всей системы физической культуры. Она подразумевает те конечные результаты, которых желательно достичь в будущем. Цель, которую ставят перед собой люди или общество в целом в сфере физической культуры, представляют собой мысленное предвосхищение того, каким должен стать человек в п ...

Описание компетенции ПКНО-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО). Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, нап ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru