Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ

Структура образования » Методика включения проблем экологии в предмет ОБЖ » Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ

Страница 2

Стимулирование познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслении и последовательности в изложении изучаемой темы, выделению в ней главных и наиболее существенных вещей.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, сделать его живым и интересным Прежде всего здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем (Черный, 2003).

Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность школьников (Харламов, 1997).

Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения нового материала методами рассказ; объяснения, школьной лекции и эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам относятся следующие:

а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;

б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников;

в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на доске или же вывешивать в классе и виде специальной таблицы. Этот план следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради (Горбаткова, 2004).

Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны стать наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий. По методике преподавания основ экологической безопасности наиболее эффективна демонстрация видеофильмов, а также широкое применение компьютеров и сети Интернет.

Важную роль в изучении курса ОБЖ играет правильный выбор формы обучения. При этом, если изучение таких тем, как физическое совершенствование, гигиенический режим труда и отдыха, борьба с вредными привычками, самосовершенствование, духовное и умственное развитие, основы взаимоотношений с людьми, меры безопасности в повседневной жизни, в том числе основ экологической безопасности, возможно в классно-урочной форме, то изучение таких тем, как оказание первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаев, самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц, целесообразнее всего проводить в индивидуально-групповой форме, а изучение темы самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения – индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.

Таким образом, мы видим, что методика преподавания основ обеспечения экологической безопасности органично вписывается в предмет ОБЖ, так как они затрагивают национальную безопасность государства и гражданина. Для Сахалинской области, относящейся к региону дискомфортного проживания из-за опасных природных явлений и нарастающей угрозой возможности техногенных катастроф, крайне важно, чтобы население четко усвоило основы экологической безопасности в общем комплексе безопасности жизнедеятельности общества и отдельной личности.

Страницы: 1 2 


Задачи и формы работы по экологическому образованию
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Поэтому очень важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, на котором эти взаимоотношения учащихся с природной средой систематизируются и обобщаются. Мысль о взаимовлиянии природы и человека, о необходимости учитывать эту связь ...

Значение самостоятельной работы для самообразовательной деятельности
Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Самостоятельной работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного ов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru