При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» происходило подробное осмысление строения и функционирования организма человека, влияния различных внешне средовых и внутренних факторов на течение физиологических процессов. В ходе освоения санитарно-гигиенического материала данного раздела у учащихся формировались интересы, направленные на изучение материала о здоровье человека, его ценностях.
Понятия «здоровье» и «болезнь» рассматривались как противоположные по смыслу и содержанию [32]. С помощью учителя школьники определили формы, виды и функции здоровья. Было определено, что здоровье – важнейшая жизненная ценность. Образ жизни человека рассматривался в качестве основного фактора, определяющего состояние здоровья, как индивидуального, так и общественного. Содержание понятий о факторах риска для здоровья представлялось в виде групп явлений, воздействующих на организм человека и приводящих к развитию болезней (табл. 2).
Таблица 2 Факторы риска для здоровья человека
Сферы влияния факторов на здоровье |
Группы факторов риска |
Удельный вес факторов риска (%) |
1 |
2 |
3 |
Образ жизни |
Курение Употребление алкоголя Несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации и др. |
49-53 |
Генетика, биология человека |
Предрасположенность к наследственным болезням |
18-22 |
Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям) | ||
Внешняя среда |
Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды Загрязнение почвы Резкие смены атмосферных явлений Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения |
17-20 |
Медицинское обеспечение |
Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи |
8-10 |
Для освоения санитарно-гигиенических понятий использовались ситуационные задачи, приведенные в приложениях.
Виды здоровья, состояние здоровья и влияющие на него условия и факторы фиксировались в рабочих тетрадях учащихся в виде рис. 3.
Рис. 3. Факторы и условия, влияющие на состояние здоровья населения
Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек» представлено в табл. 3.
Таблица 3 Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек и его здоровье»
Тема |
Санитарно-гигиенический материал |
1 |
2 |
Опорно-двигательная система |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц, правильной осанки, посадки, рабочей позы, предупреждение искривления позвоночника, развития плоскостопия. Роль физического воспитания в укреплении здоровья. Закаливание. Солнечные и воздушные ванны и водные процедуры повышают приспособляемость организма к действию различных микроклиматических факторов внешней среды |
Внутренняя среда организма |
Инфекции и инфекционные заболевания, невосприимчивость организма к инфекциям, их предупреждение и режим во время болезни. Возбудители различных инфекционных заболеваний, пути передачи и распространения. Фагоцитоз: Иммунитет. Профилактические прививки |
Кровеносная и лимфатическая системы |
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Влияние двигательной активности и соблюдение режима дня на нормальную работу сердечнососудистой системы. Профилактика утомления сердечной мышцы. Значение употребления алкоголя и табакокурение в возникновении различных заболеваний и морфофункциональных отклонений |
Дыхание |
Значение дыхания. Заболевания дыхательных путей и их профилактика. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации |
Пищеварение |
Профилактика возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Санитарно-гигиенические правила организации питания. Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Правила ухода за ротовой полостью и зубами. Нерациональное питание – основной фактор нарушения обмена веществ. Пищевые отравления различного происхождения их профилактика, первая помощь при их возникновении |
Обмен веществ и энергии |
Витамины, суточная потребность организма в различных витаминах. Энерготраты человека, пищевой рацион, понятие о пищевом статусе |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
Защитная функция кожи. Роль закаливания, основные принципы. Правила личной гигиены по уходу за кожей. Болезни кожи и их профилактика. Профилактика появления угревой сыпи. Гигиена одежды и обуви |
Анализаторы. Органы чувств |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор, допустимые уровни шума. Личная гигиена |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика |
Гигиенические основы учебного труда, санитарно-гигиенические рекомендации по выполнению домашнего задания, негативное влияние употребления алкоголя и табакокурения. Утомление, переутомление их профилактика. Режим дня. Гигиеническое нормирование учебной и трудовой деятельности |
Индивидуальное развитие организма |
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания передаваемые половым путем, их профилактика. СПИД. Личная гигиена юноши и девушки |
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...
Игра с дидактическими игрушками
Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоста ...