1. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение профессиональных склонностей между юношами и девушками
(1 – Склонность к работе с людьми; 2 – склонность к работе умственного характера; 3 – Склонность к работе на производстве; 4 – Склонность к эстетике и искусству; 5 - Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности).
Из рисунка видно, что наибольшая степень материальной заинтересованности проявили девушки (60%), в то время как этот показатель был, не значим для юношей.
Для юношей более предпочтительны были виды работы связанные с производством (40%), девушки е проявили интереса в этой сфере.
Примерно одинаковое количество девушек (10%) проявило интерес к искусству и склонность к умственному характеру. В то время у юношей эти показатели превысили в 2-3 раза.
Таким образом для выявления согласованности в предпочтениях разным видам деятельности между девочками и мальчиками применялся метод ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Данные, полученные в результате обработки методики, были сгруппированы по каждому виду склонности и проранжированы для каждой выборки (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Ранги склонностей по списку Л.А. Йовайши в выборках юношей и девушек
п/п |
Виды склонностей |
Ранг в выборке юношей |
Ранг в выборке девушек |
А |
Склонность к работе с людьми |
5,5 |
2 |
Б |
Склонность к работе умственного характера |
3 |
3,5 |
В |
Склонность к работе на производстве |
1 |
5,5 |
Г |
Склонность к эстетике и искусству |
4 |
3,5 |
Д |
Склонность к подвижным видам деятельности |
5,5 |
5,5 |
Е |
Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности |
2 |
1 |
В результате подсчета получен коэффициент корреляции Спирмена (Correlation Coefficient) равный -0.02 при p > 0.05 (p = 0,978). Таким образом, корреляция между перечнями видов склонностей в выборках девушек и юношей не достигает уровня статистической значимости. Можно утверждать, что данные выборки отличаются по перечисленным шести показателям, т.е. отсутствует согласованность в предпочтении данных видов деятельности.
Из таблицы 2 видно, что склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является для старшеклассниц наиболее часто встречающейся склонностью, а неприемлемой считается склонность к работе на производстве. Для юношей же на первое место встает как раз склонность к работе на производстве, а склонность к работе с людьми не выявлена вообще. На втором месте в ранжированном ряду у юношей находится склонность к планово-экономическим видам работ.
2. Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2
Распределение типов профессий между юношами и девушками
(1 - Человек-природа; 2 - Человек-техника; 3 - Человек-человек; 4 - Человек-знак; 5 - Человек-художественный образ).
Как и в случае анализа предыдущей, данные были обработаны с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. (см. таблицу 3).
Таблица 3 Ранги типов профессий в выборках девушек и юношей
№ п/п |
Типы профессий |
Ранг в выборке девушек |
Ранг в выборке юношей |
1 |
Человек-природа |
4 |
5 |
2 |
Человек-техника |
5 |
1 |
3 |
Человек-человек |
1 |
4 |
4 |
Человек-знак |
3 |
2 |
5 |
Человек-художественный образ |
2 |
3 |
Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа
Представим, что учащийся хорошо выполняет преобразования по тому или иному типу. Чтобы убедиться в том, что данный тип оперирования для него не случаен, необходимо проверить его устойчивость, т. е. возможность выполнять данные преобразования на различном графическом материале. В этих целях используется такой показатель, как широта оперир ...
Защита детей от вредных привычек
Курение — самая распространённая вредная привычка во всём мире, считающаяся наиболее безобидной. Началу курения может способствовать красивый вид упаковки, наличие зажигалки, подмеченная у кого-то манера держать сигарету, сбрасывать пепел, выпускать дым. Первая попытка закурить у всех без исключения вызывает чувство вкусового отвращения, ...