Полученная величина коэффициента корреляции Спирмена (Correlation Coefficient) равна – 0,40 при уровне статистической значимости большей 0,05 (Sig. (2-tailed) = 0,51), что подтверждает несогласованность в предпочтении профессий юношей и девушек.
Таким образом, девушки предпочитают профессии типа «человек-человек» (65%), а это значит, все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (55%), то есть все технические профессии. Для девушек не свойственна профессия типа «человек-техника» (0%), а для юношей – «человек-природа» (0%).
3. Мотивы выбора профессии опросник (Овчарова Р.В.).
Для выявления гендерных различий применялся критерий ч2 Пирсона, предназначенный для сопоставления двух, трех или более распределений.
Рисунок 3. Распределение мотивов выбора профессии между юношами и девушками (1-внутренние индивидуально значимые мотивы; 2- внутренние социально значимые мотивы).
Величина критерия ч2 равна 3,956 (Pearson Chi-Square =3,956), уровень значимости меньше 0,05 (Asymp. Sig. (2-tailed) = 0.047). Полученные показатели дают основание утверждать, что распределения мотивов выбора профессии в двух равных по численности выборках юношей и девушек статистически значимо (на 5% уровне значимости) отличаются между собой.
Результаты тестирования представлены на рисунке 3.
Таким образом, мы делаем вывод, что для девушек свойственны как внутренние индивидуально значимые мотивы (50%), так и внутренние социально значимые мотивы (50%), а для юношей наиболее характерен внутренний индивидуально значимый мотив (80%).
4. Анализ и интерпретация анкеты «Мотивы профессионального самоопределения старшеклассников».
Эта разработанная нами анкета, направлена с целью изучения мотивов выбора профессии.
Как показало исследование – наблюдается переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей (нравственных, духовных) к материальным. Лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда (45-40%). Возможность профессионального роста (карьера)
находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к профессии у девушек (20%), а у юношей – интересная работа (25%). Последнее место девушки отводят вопросу доступности получения профессии, а юноши последнее место отводят возможности оказания помощи другим (то есть общественную пользу).
Перспективы молодежи в трудовой сфере отражаются и на жизненных планах, главными из которых являются: материальное благополучие (первое место в ранжированном ряду жизненных целей), как у юношей, так и у девушек (80-70%). На втором месте у юношей – моральное удовлетворение (20%), у девушек – возможность стать профессионалом (30%). Юноши планируют достичь эти цели с помощью личных качеств (50%), высшего образования (30%) и с помощью знакомств и связей (20%). Девушки осуществить желаемое планируют с помощью высшего образования (50%), способностей (30%) и личных качеств (20%).
И юноши и девушки не хотят продолжать семейную династию и если окажутся перед дилеммой выбора между семейным благополучием и карьерой, то юноши (60%) предпочтут семейное благополучие, а большинство девушек (60%) отдадут предпочтение карьере.
Юноши отмечают, что большое влияние на выбор профессии оказали родители (50%). Большинство девушек (30%) считают, что сделали свой выбор самостоятельно, а также значительную роль отводят общественному мнению (20%).
Проходящие в России социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на все сферы жизни общества. С одной стороны, показывают результаты исследования, усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку, а с другой стороны – эти тенденции сохраняют и традиционные ценности нашего общества: интересная работа (дело по душе) – у юношей (25%), возможность стать профессионалом – у девушек (30%). Чтобы достичь свои цели, молодые люди будут делать упор на личные качества и способности. Также ценится и высшее образование (особенно у девушек).
Профессиональное самоопределение – это динамический процесс развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.
При выборе молодыми людьми специальности наблюдается проявление гендерных различий. Имеет место разделение профессий между юношами и девушками. Они выбирают специфические для мужчин и женщин виды деятельности.
Полученные в ходе нашего исследования результаты и сделанные на их основании выводы подтвердили наличие гендерных различий в профессиональном самоопределении:
1. Девушки предпочитают профессии, связанные обслуживанием людей, с общением, определяются склонности к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Можно выделить как внутренние индивидуально значимые мотивы, так и внутренние социально значимые мотивы.
Анализ интерпретации результатов исследования
1. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на рисунке 1. Рисунок 1. Распределение профессиональных склонностей между юношами и девушками (1 – Склонность к работе с людьми; 2 – склонность к работе умственного характера; 3 – Склонность к работе на производстве; 4 – Склонность к эстетике и ...
Специфика учебно-познавательной деятельности
Принципы кооперативного обучения должны прослеживаться на различных его этапах: до изучения нового учебного материала, в ходе его изучения, а также после изучения нового материала в процессе его применения. Так, например, на этапе актуализации перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных опросов и индивидуальных работ ...