"Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самое необходимое" (Лев Толстой). Этот афоризм определяет суть предлагаемых мероприятий.
Воспитание и обучение молодого поколения нуждаются в постоянном совершенствовании. Этот процесс является совершенно невозможным без сохранения и приумножения лучших культурных традиций многонационального Российского государства.
Система образования является важнейшим компонентом сферы культурной жизни общества. Как показывает историческая практика, любые преобразования культурно-образовательной сферы могут быть успешными лишь при учете и использовании прежнего, накопленного ранее исторического опыта.
В настоящее время общество стоит на пороге широкомасштабных преобразований культурно-образовательной сферы современного Российского общества. Однако, поиск наиболее оптимальных и эффективных путей совершенствования культурно-образовательной системы невозможен без всестороннего критического анализа и обобщения имеющегося исторического опыта.
В этой связи обращение к опыту преобразований начальной и средней школы, накопленному в начальный период Советской власти на региональном уровне, для нашего времени является чрезвычайно актуальным.
Это связано с тем, что преобразования, проведенные в первые годы Советской власти, носили исключительно радикальный характер культурно-традиционной ломки ранее сложившейся в дореволюционный период культурно-образовательной системы, что, в конечном итоге, имело не только положительное, но и резко негативное значение, привело к разрушению многого положительного из всего того, что было создано дореволюционной образовательной культурой.
В современных условиях поиска новых путей развития региональных систем школьного образования обращение к опыту, апробированному предшествующей культурно-образовательной практикой, является достаточно злободневным. История предыдущих школьных реформ, когда - либо проводимых в России, показала, что преемственность в культурно-образовательной сфере является непременным условием ее развития. Пренебрежение опытом предшествующего культурного развития, стремление начать все "с чистого листа" чревато, несомненно, потерями. К сожалению, в процессе реформирования школьного образования в начальный период Советской власти, в стране не удалось избежать ошибок. Поэтому особенно ценным является опыт социокультурных реформ, проведенных в образовательной сфере, отличающихся радикальной ломкой дореволюционного культурно-образовательного опыта.
Требуются переосмысление и переоценка многих исторических событий в свете проведенных культурно-образовательных реформ без идеологических и теоретических схем и штампов. Значимость затрагиваемой проблемы и недостаточная ее разработанность на местном уровне обусловили выбор темы настоящего исследования.
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений меньше всего коснулась сельской школы. На территории сельского муниципального образования по-прежнему функционирует средняя общеобразовательная школа. Но требования времени заставляют перестраивать деятельность школьного коллектива. Взаимодействие ученика и учителя направлено на получение учащимися качественного образования, на обеспечение доступности качественных образовательных услуг.
Введение обязательного единого государственного экзамена по математике достаточно прозрачно определило планку уровня сложности, которым должен овладеть выпускник школы. Всем участникам этого процесса, и учителям и учащимся, вполне доступна литература, с помощью которой можно определиться по содержательным линиям курса. Через уровень сложности предполагаемого материала и условия проведения экзамена понятно и то, какими обще учебными умениями должны обладать ученики. Принимая во внимание развивающуюся сеть подготовительных услуг, не умоляя их роли, ключевой фигурой этого процесса должен остаться школьный учитель. Инновационные процессы, постоянно идущие в жизнедеятельности школы, предопределили условия, в которых учитель может и должен выполнить эту задачу. Для успешной реализации поставленной задачи действий учителя, направленных на "усредненного" ученика, недостаточно. Урок, предназначенный для формирования базовых знаний, должен продолжаться через систему организации индивидуальных занятий. При этом необходимо, чтобы сочетались и дополняли друг друга формы учебно-познавательной деятельности. Современный учебный план позволяет углубить процесс индивидуализации обучения учащихся. В школе сложилась система организации учебного процесса, в которой четко просматриваются ступени индивидуализации в продолжение урока.
Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...
Педагогически запущенные дети
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, д ...