Как известно, под мониторингом понимается контроль и управление. Потому мониторинг учебного процесса предполагает как решение задачи контроля качества обучения, так и управления этим процессом, посредством изменения траекторий обучения.
Реализация в образовательном учреждении всех трех направлений применения КТ определяет системный подход к образованию и позволяет создать эффективную информационно-образовательную среду.
Таким образом, применение КТ в учебном процессе сводится к следующим векторам:
использование компьютера и информационных технологий в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, его систематизации и логического упорядочивания, тренинга и контроля усвоения знаний;
применение автоматизированных обучающих систем (АОС);
применение компьютерных телекоммуникаций в образовании;
обучение профессиональному применению средств информационных технологий в образовании (системы различного назначения, автоматизированные рабочие места);
использование технологий синтеза информационных сред, технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием;
применение средств информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях.
В соответствии с перечисленными векторами применения КТ, выделяют следующие методы использования информационных технологий в обучении:
информационные модели виртуальной реальности, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;
игровые методы активного обучения и принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;
разработка информационных технологий развивающего обучения;
разработка инструментальных средств и авторских систем преподавателя;
построение компьютерных и информационных моделей на основе интегрированных пакетов прикладных программ;
мониторинг процесса обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
создание электронных библиотек, баз данных и знаний.
Под дидактическими свойствами КТ будем понимать те стороны информационных технологий, которые могут использоваться в соответствии с дидактическими целями учебного процесса [48, с. 109]. С этой точки зрения КТ должны обладать следующими возможностями [49, с. 215]:
являться источником информации;
рационализации формы преподнесения учебной информации;
повышения степени наглядности и конкретизации понятий, явлений, событий;
организации и направления восприятия обучаемых;
обогащения кругозора учащихся и удовлетворения их любознательности;
соответствия современным научным и культурным потребностям учащихся;
усиления интереса учащихся к учебе;
доступности учебного материала;
активизации познавательной деятельности, развития мышления, пространственного воображения и наблюдательности;
являться средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
иллюстрации связи теории с практикой;
наличия условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения;
экономии времени на усвоение учебного материала.
Данные возможности достигаются за счет таких дидактических особенностей
КТ как:
информационная насыщенность;
возможность преодоления временных и пространственных границ в процессе обучения;
возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
Методика использования кукольного театра как формы организации читательской
деятельности младших школьников
Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходи ...
Основные направления логопедической работы
по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста
с заиканием
Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания и ...