Как известно, под мониторингом понимается контроль и управление. Потому мониторинг учебного процесса предполагает как решение задачи контроля качества обучения, так и управления этим процессом, посредством изменения траекторий обучения.
Реализация в образовательном учреждении всех трех направлений применения КТ определяет системный подход к образованию и позволяет создать эффективную информационно-образовательную среду.
Таким образом, применение КТ в учебном процессе сводится к следующим векторам:
использование компьютера и информационных технологий в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, его систематизации и логического упорядочивания, тренинга и контроля усвоения знаний;
применение автоматизированных обучающих систем (АОС);
применение компьютерных телекоммуникаций в образовании;
обучение профессиональному применению средств информационных технологий в образовании (системы различного назначения, автоматизированные рабочие места);
использование технологий синтеза информационных сред, технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием;
применение средств информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях.
В соответствии с перечисленными векторами применения КТ, выделяют следующие методы использования информационных технологий в обучении:
информационные модели виртуальной реальности, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;
игровые методы активного обучения и принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;
разработка информационных технологий развивающего обучения;
разработка инструментальных средств и авторских систем преподавателя;
построение компьютерных и информационных моделей на основе интегрированных пакетов прикладных программ;
мониторинг процесса обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
создание электронных библиотек, баз данных и знаний.
Под дидактическими свойствами КТ будем понимать те стороны информационных технологий, которые могут использоваться в соответствии с дидактическими целями учебного процесса [48, с. 109]. С этой точки зрения КТ должны обладать следующими возможностями [49, с. 215]:
являться источником информации;
рационализации формы преподнесения учебной информации;
повышения степени наглядности и конкретизации понятий, явлений, событий;
организации и направления восприятия обучаемых;
обогащения кругозора учащихся и удовлетворения их любознательности;
соответствия современным научным и культурным потребностям учащихся;
усиления интереса учащихся к учебе;
доступности учебного материала;
активизации познавательной деятельности, развития мышления, пространственного воображения и наблюдательности;
являться средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
иллюстрации связи теории с практикой;
наличия условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения;
экономии времени на усвоение учебного материала.
Данные возможности достигаются за счет таких дидактических особенностей
КТ как:
информационная насыщенность;
возможность преодоления временных и пространственных границ в процессе обучения;
возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной
деятельности школьников на уроках ОБЖ
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный) (Мишин, 2001). Расска ...
План-сетка лагеря
Школьный оздоровительный лагерь МОУ СОШ №165 1.06 Давайте познакомимся. Открытие лагерной смены. Выбор актива, названия отряда, девиза, разучивание отрядной песни, речевки знакомство с программой работы смены. Отрядные огоньки 2.06 Игра «Радужные странствия» Работа по отрядным планам. 3.06 «В стране мульти – пульти» Викторина по сказкам ...