В целом, мультимедиа представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.
Можно предъявить следующие рекомендации к применению различных наглядных средств как дидактическому инструменту учебного процесса [50, 57]:
количество единиц видеоряда - не менее одной единицы на каждый модуль учебного материала (определяется предметной областью (естественнонаучная или гуманитарная дисциплина), характером учебного курса (фундаментальный или прикладной), методикой обучения и т.д.;
узнаваемость изображения на соответствие предлагаемой письменной или устной информации;
динамика предъявления изображения: время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации;
продуманный алгоритм видеоряда изображений;
оптимальный размер изображения;
обеспечение поддержки логического мышления;
организация процесса получения нового знания;
реализация интерактивности как средства активного исследования характеристик мультимедиа моделей изучаемых объектов или процессов.
Звук может играть роль:
шумового эффекта;
звуковой иллюстрации;
звукового сопровождения [57].
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания и переключения на другой вид учебной деятельности. Звуковая иллюстрация предназначена в качестве дополнения наглядных изображений. Звуковое сопровождение используется для озвучивания анимации, видеороликов и видеофрагментов. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фона приложения.
В этом случае преследуется цель создать у пользователя благоприятное, спокойное настроение, направленное на повышение восприятия материала. Фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом.
В общем случае можно сформулировать следующие дидактические требования к видеолекции [48, с. 137].
во вводной части должны быть поставлены цель и задачи изучения дисциплины (раздела), показаны ее связи с другими дисциплинами профессиональной подготовки, отмечены особенности изучаемого предмета (раздела);
для лучшего усвоения материала она должна быть разбита на отдельные части длительностью 12-24 минут. Эти части разрабатываются как дополнение к имеющимся печатным учебным пособиям и не должны быть простым озвучиванием бумажного варианта (изредка иллюстрируемого «ожившими рисунками» или эффектами «набора слова по буквам») ;
при ее создании используется как естественный, разговорный язык общения, так и условный язык графических изображений (статических и динамических иллюстраций), математических, химических, логических формул и выражений;
представление учебного материала не должно быть равномерным, монотонным. Как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание обучаемого используя эффект неожиданности, удивления, эмоционального оживления. Выделения желательно располагать по нарастанию эффекта, чтобы предыдущее впечатление не «маскировало» последующее действие; [49, с. 216].
непротиворечивость и неповторяемость видеоряда и закадрового текста;
отказ от необоснованно частого использования спецэффектов монтажа;
отказ от использования обыкновенной лекции и простого перевода ее в видеоформат;
Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произ ...
Организация педагогической поддержки учащимся 7-9 классов с трудностями вобучении
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основной воспитательной позицией педагога является позиция педагогической поддержки ученика, О.С. Газман связывал педагогическую поддержку с индивидуально- личностным подходом в воспитании и обучении, ядром ее называл решение насущных проблем. Педагогиче ...