Значение дифференцированного подхода в педагогике досуга трудно переоценить. Целенаправленность. Целенаправленность деятельности, предполагаемая дифференцированным подходом, ускоряет и углубляет педагогическую результативность клубной работы. Организатор воспитания детей и подростков в клубе, разрабатывая планы, программы, закладывает в них то, что более точно, четко отвечает специфическим особенностям той или иной группы ребят.
Анализ клубной работы с детьми и подростками как в современном, так и в историческом аспекте дает основание выделить определенные параметры дифференцированного подхода:
1. Возрастной, позволяющий выявить специфические особенности воспитания в клубе дошкольников, школьников младшего, среднего и старшего возраста.
2. По принадлежности к учебным заведениям выделяются школьники общеобразовательных школ, учащиеся колледжей, ПТУ, техникумов, интернатов, детских домов и т.п., требующие различных подходов в организации воспитательной деятельности в клубе.
3. Половозрастной, определяющий особенности клубной работы с мальчиками и девочками, юношами и девушками.
4. Целенаправленного педагогического воздействия требуют так называемые ”трудные” дети, подростки, юноши, среди которых есть ребята как с временными задержками в развитии, так и с отступлениями от принятых норм поведения.
5. Специфические условия жизни и развития подрастающего поколения современного села накладывают определенный отпечаток на учебную и досуговую деятельность. Поэтому дети, подростки села требуют особого воспитательного подхода.
6. Предметы интересов ребят в свободное время. Можно выделить группы ребят, характеризующиеся устойчивыми общественно-политическими, научно-техническими, художественными, спортивными интересами.
В возрасте 6-7 лет дети приступают к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. Поступление в школу коренным образом меняет ритм их жизни. Для успешного обучения в современной начальной школе необходимо, чтобы ребенок был в состоянии выполнить те требования, которые предъявляет ему школа. Поэтому стержневой проблемой клуба становиться помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе: физической, умственной, трудовой, нравственной. Характерные психологические особенности детей младшего возраста- эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями и определяется основной метод клубного воспитания- метод массового воздействия. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники и массовые игры. Метод игры занимает в работе с младшими школьниками ведущее место.
Важнейшей педагогической задачей в работе с детьми этого возраста становится развитие любознательности и наблюдательности- основы будущих познавательных интересов. Учитывая повышенное стремление к игре у ребят этого возраста и возможности клуба как внешкольного воспитательного учреждения, каждую встречу детей следует превращать в большую значительную игру. Лучшая форма детских утренников и праздников – сказка или игра с продолжением, когда в течении всего утренника ребята либо ищут героя, либо встречаются с разными знакомыми и незнакомыми персонажами по пути к поставленной цели, объявленной в начале утренника. Как известно, в восприятии различных явлений у малышей-школьников еще преобладает действие первой сигнальной системы над второй. Поэтому клубные праздники наглядно-образного характера воспринимаются глубже. Неустойчивость настроения, быстрая его смена требует от организаторов умелой поддержки, мажорной тональности. Быстрая утомляемость снимается своевременной сменой форм и заданий. Физическая подготовленность школьников достигается в повседневной оздоровительной работе, играх, прогулках, соревнованиях на свежем воздухе.
Следовательно, какую бы форму работы ни организовывал клуб для малышей-школьников, в центре внимания педагогов-руководителей должна стоять проблема формирования готовности детей к длительной учебной деятельности.
Основы формирования активной жизненной позиции личности, составляющей сердцевину всестороннего, гармоничного развития, закладываются в подростковом возрасте. Общественный характер клубной работы благоприятствует развитию активности, инициативы и самостоятельности детей.
Философы и педагоги определяют общественную активность как качество личности, которое характеризуется потребностью в бескорыстном труде на благо общества. Поэтому в процессе клубной деятельности необходимо развивать, с одной стороны, желание, стремление заниматься общественно полезной работой, а с другой - практические умения и навыки в этой области.
Методические разработки урока по теме: «Формы правления: республика»
На основе теоретического осмысления сущности исследуемой проблемы был разработан урок на тему «Формы правления: республика» и проведен в 9 классе СОШ №19 г. Уфы. План данного урока был составлен с целью наработки следующих компетенций: - использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работа ...
Методика изучения квадратного трехчлена в основной общеобразовательной
школе
Мы рассматривали методику изучения квадратного трехчлена в основной общеобразовательной школе по двум учебным пособиям: 1) учебник под редакцией Ю. Н. Макарычева, 2) учебник под редакцией А. Г. Мордковича, где выяснили, что разные авторы, по-разному предлагают изучение данной темы. Я считаю целесообразно показать в своей выпускной квалиф ...