Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.
Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева - деревянный, из кирпича - кирпичный и др.).
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и его качественному совершенству. Поощрять проявления внимания детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают.
Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов.
Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту.
Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
Знакомить с простейшими антонимами.
Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка, ножки; гладить, ходить; новый, сильный).
2. Формирование грамматического строя речи.
Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул - стало много стульев; была одна тарелка - стало много тарелок; был один конь - стало много коней; было одно окно - стало много окон и т. д.
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони - и нет коней; были окна - и нет окон; были яблоки - и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т. п.).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть.
Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку; елка превратилась в елочку; ложка превратилась в ложечку и т. д.).
Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев - львенка, тигр - тигренка и т. д.)
Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел - зашел - вышел - перешел - ушел; лез - залез - вылез - перелез - подлез; прыгает - подпрыгивает - перепрыгивает - запрыгивает и т. д.). Использовать воображаемые ситуации.
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе».
Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без.
Историческая значимость социологии как науки
Простое указание на то, что социология - это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включённость в группу и зависимость от о ...
Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую оче ...