Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.
Итак, перед взрослыми стоит цель:
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
• в дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
• в дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Задачи развития речи детей 2-3 лет
Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.). Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки - голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у чайника - ручка, носик; у машины - кузов, колеса и т. п.).
Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» - девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и др.).
Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий).
Начинать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и др.).
Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, ключик, уточка и т. д.).
Начинать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина - мишка - мышка).
Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»).
Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку - ко-ко, ту-ту - тук-тук, ку-ка-ре-ку - ку-ку и т. д.).
Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы - тик-так; поезд - ту-ту-ту; машина - би-би; кошка - мяу-мяу; курочка - ко-ко-ко; корова - му-му-му; молоток - тук-тук-тук; собака - ав-ав-ав и др.).
Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
Целевой отбор текстов для чтения
Проблема отбора материала для чтения становится особенно острой на том этапе, когда заканчивается процесс чтения и начинается процесс формирования синтетических учений извлечения информации из текста. «До этой стадии, - пишет Р. Ладо, - учащийся учится читать, а теперь целью становится читать, чтобы учиться и узнавать. Или, если быть бол ...
Построение
курса химии, ориентированного на систему понятий о химической реакции
Курс химии, ориентированный на формирование и развитие системы понятий о химической реакции, совершенно непохож на описанные выше. Например, курс для колледжей, разработанный в США коллективом авторов во главе с Ж. С. Пименталем под редакцией Г. Т. Сиборга [13]. В нем после вводных глав, связанных с описанием общего подхода к научным исс ...