Учебная задача как предмет эвристической деятельности

Страница 1

Эвристические функции мышления реализуются в учебном процессе как познавательно-продуктивная деятельность по усвоения методов конкретной учебной дисциплины. В ходе такого познания большое значение имеют учебные задачи, которые призваны имитировать реальную действительность, выполняя различные дидактические функции и, прежде всего, формируя тот комплекс умений и навыков, который позволяет применять полученные знания в последующей учебной и практической деятельности. Именно поэтому обоснованные дидактические принципы и методические особенности обучения решению задач играют доминирующую роль в общей системе учебных дисциплин.

Психологическое понимание задачи подчеркивает функциональную ее характеристику как цели, данной в определенных условиях. Условия могут подсказывать пути достижения цели, а цель регулировать их поиск. Поиск, мобилизация и применение средств (действий, операций, способов) составляют процесс решения задачи. Этот процесс состоит из динамической взаимосвязи этих действий, носящих частично логический характер, частично характеризующихся эвристическими качествами. Определяющая роль мышления в познании придает понятию «задача» более широкое значение как объекта мыслительной деятельности, содержащего требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношение между известными и неизвестными элементами задачи.

Из всех дидактических функций задач в педагогической эвристике наибольшее внимание уделяется развивающей функции, которая оптимально реализуется при соответствии обучения психологическим закономерностям мышления и позволяет формировать у обучаемого эвристические мыслительные действия.

Наиболее общими компонентами задачи, несущими определенную информационную нагрузку, являются форма, структура и содержание.

Форма задачи выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями. В математике по форме могут быть «задачи на нахождение», «задачи на доказательство», «задачи (теоремы) на существование» и т.п. Внутренняя организация, например, «задачи на нахождение» направлена на нахождение информации о рассматриваемом объекте в виде величины его площади, длины какого-нибудь элемента и т.д. Когда ставится «задача на доказательство», то ее форма организована так, что направлена на установление истинности или ложности некоторого утверждения. «Задачи существования» устанавливают, при каких условиях имеются решения и условия, при соблюдении которых существует тот или иной математический объект.

Форма — это способ существования определенной задачи, однако, она является относительно независимым ее компонентом, так как возможны случаи эквивалентной трансформации одной формы в другую. Это становится даже необходимым в эвристическом поиске, так как форма может как способствовать решению задачи, так и препятствовать.

Вторым компонентом задачи является ее структура, которая определяется как совокупность достаточно доступных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности.

Структура задачи позволяет регулировать качественную характеристику задачи — сложность, которая частично определяется количеством структурных элементов и видом связей между ними. Тем самым на этой основе возможно проектировать увеличение мыслительной нагрузки не только по количественным, но и по качественным параметрам. При этом под мыслительной нагрузкой понимается степень интенсивности мыслительной активности, выражающаяся в характере преобразования системы задачи.

Одним из основных условий организации эвристического поиска является создание новой для обучаемого ситуации. Созданная ситуация не обязательно содержит новые структурные элементы. Она может базироваться и на известных элементах, но с необычной их комбинацией (необычной структурой).

Страницы: 1 2


Диагностика уровня сформированности пространственно- временных представлений детей седьмого года жизни
Экспериментальная работа с детьми проходила в ДОУ «Детский сад № 81» города Березники. В нашем исследовании мы предположили, что в самостоятельной математической деятельности формируются пространственно-временные представлений у детей старшего дошкольного возраста при условии: 1) организации систематической работы. 2) активное участие де ...

Деятельность учреждений культуры Омской области по работе с детьми и подростками
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Совреме ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru