Элементы эвристической деятельности при решении задач

Страница 4

Сравнение — один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется. Сравнение состоит в сопоставлении объектов с целью выявить черты сходства и различия между ними и представляет собой эвристическую операция или стратегию.

Познание любого объекта и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других объектов, и устанавливается сходство его с родственными объектами. Познание представляет процесс, в котором различение и сходство находятся в неразрывном единстве, поэтому сравнение применяется во взаимосвязи со всеми мыслительными процессами.

Значение сравнения в процессе познания достаточно велико, однако одно сравнение не может дать исчерпывающего знания. Познать — это не только найти сходство и различие, но и определить сущность.

Познавательная ценность процесса сравнения заключается не только и не столько в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, сколько в характеристике одного из сравниваемых объектов относительно другого.

Итак, при всем различии определений и функций эвристической деятельности во всех случаях проявляется характер деятельности, направленной на редуцирование исходной задачи. Именно поэтому ведущим элементом является редукция, сведение исходной задачи к такой вспомогательной, которая усиливает информационное обеспечение эвристического поиска.

Рассмотренные элементы эвристической деятельности направлены на организацию информационных процессов и активизацию мыслительной деятельности при решении задач. Для задач с незначительным информационным разрывом между данными и целью необходимы незначительные действия по его ликвидации. В более сложных задачах потребность и объем эвристической деятельности значительно возрастают, поэтому решение таких задач требует системного привлечения элементов эвристической деятельности и направлено на последовательную ликвидацию первоначального плана, основанного на вероятных связях данных и цели задачи. Иначе говоря, первоначальный план, как правило, представляет гипотезу, в которой достоверные звенья чередуются с вероятными, правдоподобными, эвристическими. При дальнейшей работе с планом требуется перевести все звенья в достоверные.

Страницы: 1 2 3 4 


Графика и ее выразительные возможности
Основными изобразительными средствами рисовальной графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости, одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Она может быть са ...

Характеристика деятельности детей с проблемами в развитии
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представления о способах реализации этой программы, а затем реализуются с помощью оп ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru