Элементы эвристической деятельности при решении задач

Страница 4

Сравнение — один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется. Сравнение состоит в сопоставлении объектов с целью выявить черты сходства и различия между ними и представляет собой эвристическую операция или стратегию.

Познание любого объекта и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других объектов, и устанавливается сходство его с родственными объектами. Познание представляет процесс, в котором различение и сходство находятся в неразрывном единстве, поэтому сравнение применяется во взаимосвязи со всеми мыслительными процессами.

Значение сравнения в процессе познания достаточно велико, однако одно сравнение не может дать исчерпывающего знания. Познать — это не только найти сходство и различие, но и определить сущность.

Познавательная ценность процесса сравнения заключается не только и не столько в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, сколько в характеристике одного из сравниваемых объектов относительно другого.

Итак, при всем различии определений и функций эвристической деятельности во всех случаях проявляется характер деятельности, направленной на редуцирование исходной задачи. Именно поэтому ведущим элементом является редукция, сведение исходной задачи к такой вспомогательной, которая усиливает информационное обеспечение эвристического поиска.

Рассмотренные элементы эвристической деятельности направлены на организацию информационных процессов и активизацию мыслительной деятельности при решении задач. Для задач с незначительным информационным разрывом между данными и целью необходимы незначительные действия по его ликвидации. В более сложных задачах потребность и объем эвристической деятельности значительно возрастают, поэтому решение таких задач требует системного привлечения элементов эвристической деятельности и направлено на последовательную ликвидацию первоначального плана, основанного на вероятных связях данных и цели задачи. Иначе говоря, первоначальный план, как правило, представляет гипотезу, в которой достоверные звенья чередуются с вероятными, правдоподобными, эвристическими. При дальнейшей работе с планом требуется перевести все звенья в достоверные.

Страницы: 1 2 3 4 


Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ...

Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией. Професс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru