Анализ состояния управления современными образовательными системами показал, что в последние десятилетия наблюдается процесс адаптации общих положений теории социального управления к особенностям функционирования и развития муниципальных образовательных структур, с преобладанием опоры на структурно-функциональный подход. Характерными чертами этого процесса являются рассмотрение образовательных систем как открытых социальных феноменов в контексте меняющихся социально-экономических условий российского социума, а также учет внутренних механизмов формирования содержания деятельности образовательных учреждений различных видов и типов.
Анализ исследований позволил выделить три типа управленческих подходов или стратегий: стратегия локальных изменений, стратегия модульных изменений и стратегия системных изменений.
Изменение ценностно-целевых ориентиров в образовании, обновление его содержания на основе принципов вариативности, отказ от единообразия образовательных программ - все это требует экспериментальной и инновационной деятельности, научного сопровождения, а также нормативно-правового и организационного обеспечения.
Широкое развитие инноваций в образовательной практике, в свою очередь, вызывает необходимость разработки адекватной системы управления инновационными процессами. Создание такой системы позволит повысить эффективность этих процессов, обеспечить условия для их инициирования, поддержки и распространения.
Инициирование и поддержка инноваций со стороны муниципальной системы управления образования возможна путем:
разработки муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов инновационной деятельности и органов управления образованием;
- создания механизма стимулирования инновационной активности образовательных учреждений, руководителей и педагогов;
обеспечения функционирования информационно-методической сети, способствующей сбору и анализу информации о ходе инноваций; подготовки пакета методических рекомендаций в помощь педагогу-экспериментатору и руководителю инновационного образовательного учреждения;
предоставления широких возможностей для повышения квалификации, обмена опытом и получения научно-консультативной помощи по проблемам инновационной деятельности [29, 35,].
Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее. На данном форуме подчеркнуто, что возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из "национальных точек роста". Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.
Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.
Модель дистанционного обучения
В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И. Змитрович, А.Д. Иванников, Д.В. Куракин, Г.А. Кручинина, В.П. Тихомиров, Е.С. Полат, А.В. Хуторс ...
Пути, средства и методы формирования мотивации учения на уроке
Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника ...