- способность к взаимодействию;
- логичность и последовательность действий и чувств;
- чувство правды;
- вера и наивность;
- ощущение перспективы действия и мысли;
- чувство ритма;
- обаяние, выдержка;
- мышечная свобода и пластичность;
- владение голосом, произношение;
- чувство фразы;
- умение действовать словом.
Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия.
Формы включения театральной деятельности в образовательный процесс разнообразны:
1. Театр как урок
Включение подобной формы учебной деятельности подразумевает:
- расширение представлений детей о театре;
- ознакомление детей с историей театра;
- разработку театральных постановок и их исполнение;
- упражнения на развитие познавательных способностей;
- развитие коммуникативных способностей ребенка;
- упражнения на развитие элементов творческой деятельности, необходимых ребенку для участия в театральной постановке.
Форма урока для театральной деятельности не совсем обычна. Явным недостатком данного подхода являются временная ограниченность урока и неясность критериев оценивания результативности деятельности учеников на уроке театра.
2. Театр как форма внеклассной работы
Наиболее распространенный способ включения театральной деятельности в образовательный процесс. Он характеризуется неким отделением стандартной учебной деятельности от театральной и представляет собой более продолжительные мероприятия, организуемые учителем после урока, схожие по принципу с деятельностью актеров, режиссеров театра.
Вся деятельность здесь строится вокруг школьного театра, состав которого может быть как поделен на возрастные группы, так и быть смешанным. Зачастую за ведение театрального кружка отвечает отдельный педагог-организатор или приглашенный специалист с театральным образованием.
Это более развития форма организации театральной деятельности, потому как здесь дети учатся путем непосредственного включения в процесс разработки театральной постановки и доведения ее до логического конца.
3. Театр как тренинг
Под данной формой подразумевается использование отдельных элементов театральной деятельности в учебном процессе. Это могут проигрывания на занятиях сценок, разбор некоторых наиболее запоминающихся из них, из реальных театральных постановок. Здесь не происходит полного включения в театральную деятельность. Театр лишь выступает одним из социокультурных ресурсов построения образовательного процесса.
О.Л. Зверева выделила следующие типы театральных занятий:
1. Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
2. Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
3. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
4. Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы).
Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
5. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
6. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Как уже отмечалось выше существуют определенные трудности в измерении эффективности театральной деятельности как элемента педагогической системы. Трудности эти, главным образом, связаны с определением критериев эффективности. Среди небольшого количества методик измерения эффективности театральной деятельности можно выделить подход Т.С. Комаровой. Основные характеристики этого подхода представлены в таблице ниже.
История основания и развития Орловского Государственного технического
университета
орловский университет научный лабораторный Этот вуз - один из авторитетнейших и самых старейших вузов России - в 2004 г. ему исполнилось 50 лет. Орловский государственный технический университет (ОрелГТУ) был основан в 1954 году как учебно-консультационный пункт Всесоюзного машиностроительного института (ВЗМИ). Следующие этапы: преобразо ...
Трактовка понятия «творчество»
Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего – то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были ...