Для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические и дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления».
То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. В отрочестве престижно быть преуспевающим в интеллектуальной деятельности [26].
Математическое мышление – это система, направленная на решение математических задач, в которой как в целостности представлены интеллектуальные, деятельностные, эмоционально-личностные и творческие составляющие.
В качестве интеллектуальной составляющей подразумеваются математические знания, интуиция и логика. Эмоционально-личностными компонентами математического мышления принято считать совокупность таких качеств личности, как самоконтроль, самокритика, способность получать эстетическое удовольствие от процесса и результата решения математической задачи. К творческой составляющей математического мышления, можно отнести:
«беглость» – способность продуцировать большое количество идей;
«гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
«оригинальность» – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
«разработанность» – способность детально разрабатывать возникшие идеи;
«абстрагирование» – способность выделять главное, способность понимать суть проблемы;
«сопротивление замыканию» – способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи.
Деятельностной составляющей являются математические умения и навыки.
Эффективное школьное образование – это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения.
Умение решать задачи является наиболее яркой характеристикой уровня математического мышления учеников. Зная возможности задач, нетрудно подобрать почти к каждой теме системы задач, решения которых совершенствуют конкретные операции и приемы мышления. Например, практические задачи стимулируют операцию конкретизации, а также понимание взаимосвязи и зависимости между различными областями знаний, и в частности, между математическими и физическими знаниями. Задачи с неполным или избыточным составом условия; задачи, данные которых противоречат друг другу; так называемые нереальные задачи (их данные противоречат научному или здравому смыслу) развивают умение анализировать, выделять существенное, критически оценивать условия, конкретизировать теоретические положения, предупреждают случаи неправомерного обобщения явлений.
Методика организации и проведения игр-драматизации
Рассмотрев драматизацию и в целом — как музыкальную деятельность младших школьников, и как совокупность составляющих ее действий, соотнесем этапы работы при драмтизации с этапами интегрированного урока музыки. Этапы работы при драматизации музыкального произведения Этапы интегрированного урока музыки 1. Первичный синтез: знакомство с муз ...
Определение уровней представлений о семье у детей
старшей группы
Критерии оценки № Критерии Баллы 1 Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества 2 своих родителей. 2 Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. 2 3 Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. 2 4 Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, 2 дедушка, брат, сестра, сы ...