Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Страница 3

Для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические и дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления».

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. В отрочестве престижно быть преуспевающим в интеллектуальной деятельности [26].

Математическое мышление – это система, направленная на решение математических задач, в которой как в целостности представлены интеллектуальные, деятельностные, эмоционально-личностные и творческие составляющие.

В качестве интеллектуальной составляющей подразумеваются математические знания, интуиция и логика. Эмоционально-личностными компонентами математического мышления принято считать совокупность таких качеств личности, как самоконтроль, самокритика, способность получать эстетическое удовольствие от процесса и результата решения математической задачи. К творческой составляющей математического мышления, можно отнести:

«беглость» – способность продуцировать большое количество идей;

«гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

«оригинальность» – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

«разработанность» – способность детально разрабатывать возникшие идеи;

«абстрагирование» – способность выделять главное, способность понимать суть проблемы;

«сопротивление замыканию» – способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи.

Деятельностной составляющей являются математические умения и навыки.

Эффективное школьное образование – это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения.

Умение решать задачи является наиболее яркой характеристикой уровня математического мышления учеников. Зная возможности задач, нетрудно подобрать почти к каждой теме системы задач, решения которых совершенствуют конкретные операции и приемы мышления. Например, практические задачи стимулируют операцию конкретизации, а также понимание взаимосвязи и зависимости между различными областями знаний, и в частности, между математическими и физическими знаниями. Задачи с неполным или избыточным составом условия; задачи, данные которых противоречат друг другу; так называемые нереальные задачи (их данные противоречат научному или здравому смыслу) развивают умение анализировать, выделять существенное, критически оценивать условия, конкретизировать теоретические положения, предупреждают случаи неправомерного обобщения явлений.

Страницы: 1 2 3 4


Выбор орфографических упражнений для конкретного урока
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся. Если на орфографическую тему отводится один урок, следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями– списыв ...

Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru