Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №3 г. Магнитогорска.
В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
2. Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.
3. Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.
4. Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.
5. Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.
План исследования
1. Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.
а) провести игру “Секрет” (выбор в действии);
б) отзывы детей о лидерах группы;
в) беседа с воспитателем о лидерах группы;
г) беседа с родителями о лидерах (их детях);
д) отзывы детей о детях “отверженных”;
е) беседа с воспитателем о детях “отверженных”;
ж) беседа с родителями о детях “отверженных” (их детях);
з) выводы по игре “Секрет”.
2. Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.)
3. Провести беседу о дружбе.
4. Провести игру “Секрет” (словесную).
5. В результате 1 и 2 эксперимента выделить микрогруппы и сплотить их в общей деятельности.
6. Провести третью социометрию (выбор в действии). Пронаблюдать за поведением детей во время игры “Играй с кем хочешь”.
7. Провести несколько спортивных игр и эстафет с целью выяснения взаимодействия детей в группе во время соревнований, т. е. как относятся дети к победам и поражениям, к детям из-за которых проиграли или выиграли.
8. Составить рекомендацию для воспитателей по воспитания дружеских взаимодействий детей дошкольного возраста.
Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.
В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.
Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.
Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.
В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.
Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.
Проблемы усвоения мужской половой роли
В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки ...
Основные направления логопедической работы
по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста
с заиканием
Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания и ...