Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Гумус придает почве агрономически благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.
Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Такими свойствами являются: плотность, механический состав, структура, влажность, кислотность, засоленность.
Механический состав.
Механический состав обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.
Структура почвы
Под структурой почвы понимают строение ее агрегатных частиц, а под структурностью - способность почвы при ее рыхлении распадаться на отдельные комочки (агрегаты). В зависимости от величины комочков различают микро - и макроструктуру.
Под макроструктурой подразумевают почвенные агрегаты величиной от 0,25 до 10 мм. Комочки больше 10 мм характеризуют глыбистую структуру.
Для эффективного плодородия наибольшую ценность представляет зернистая и мелкокомковатая структура.
Кислотность почв.
Это важнейший экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также подвижность загрязнителей в почве.
Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Различают почвы: очень сильнокислые - рН меньше 4,0; сильнокислые - 4,1 - 4,5; среднекислые - 4,6 - 5,0; слабокислые - 5,1 - 6; нейтральные 6,5 - 7,4; слабощелочные - рН - 7,5 - 8,5; сильнощелочные - 8,5 - 10,0 и резкощелочные - рН - 10,1 - 12.
Засоленность почвы
Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физических и химических свойствах почвы и создает неблагоприятные условия для развития и роста растений. Наиболее вредное влияние оказывают карбонаты, хлориды и сульфаты натрия.
Исследование экологического состояния почвы пришкольного участка.
Определение механического состава почвы.
Состав почвы определяли органолептическим методом. Для этого брали почвенные образцы методом "конверта".
Данный метод используется для исследования почвы гумусового горизонта. При этом из точек контролируемого участка берут пять образцов проб почвы. Точки должны быть расположены так, чтобы мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта. Из каждой точки отбирают не менее 0,5 кг почвы.
В основе разделения по механическому составу лежит классификация механических элементов. В основе подобного выделения положены пластичность почвы, ее способность к слипанию. Для этого используем тест, выполняемый "методом шнура", или называемый пробой на скатывание
Таблица 1.
Метод скатывания
Название почвы |
Определение на ощупь |
Скатывание влажной почвы |
Проба на резание влажной почвы |
Проба на плотность сухой почвы |
Песчаная |
Заметно ощущаются песчинки |
Не скатывается в шарик |
При резании ножом почва рассыпается |
Почва рыхлая |
Супесчаная |
Ощущаются песчинки, немного мажется |
Плохо скатывается в шарик |
При резании ножом поверхность среза шероховатая |
Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков |
Суглинистая |
Мажется, песчинки едва прощупываются |
Скатывается в шарик и в "колбаску" (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые), кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые) |
Поверхность среза слегка шероховатая |
Почва состоит из довольно плотных комочков |
Глинистая |
Мажется, песчинок незаметно |
Хорошо скатывается в "колбаску", которая при сгибе не ломается |
Поверхность среза блестящая |
Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются. |
Человекоцентрированный подход в образовании
Эта модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту К. Роджерсу, который считает, что педагогика, как и терапия, должна помогать человеку быть здоровым, то есть быть самим собой, иметь адекватные представления о своих возможностях и постоянно развиваться. Он заявляет, что человек по приро ...
Классификация служб и услуг Интернета
Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг и ресурсов. Еще более обширен список средств обучения предоставляемых Интернет-ресурсами. В данной главе мы попробуем разобраться в необходимых классификациях. Базой для реализации услуг Интернета являются службы Интернета. Обозначим некоторые из них. World Wide Web (WWW) – ...