Индекс изолированности (ИИ) – 30%, т.е. данную группу можно считать неблагополучной, в статусную категорию «не принятые» вошли 3 детей. Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с Кристиной С. («1» статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты в первую очередь решила подарить картинку Кристине, – ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка, с ней интересно играть .», мальчики отвечают: «Она хорошая, нравится, она красивая .»
Тогда детям задавали следующий вопрос: «Если бы у тебя было много картинок, но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему .» Дети отвечают, например Маше: «Он(-а) всегда дерется .», «Толкается .», «Жадная .» и т.д. Поэтому, у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. По данным социограммы мы выявили такой характер связи как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в «1» статусной категории, «звезды»). Также наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).
Далее мы провели между детьми методику «Волшебная комната».
Результаты диагностики показаны в таблице 2, где первый уровень – высокий уровень общения, второй уровень – средний уровень общения, третий уровень – низкий уровень общения.
Таблица 2. − Результат эксперимента по выявлению уровня общения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Уровни |
Экспериментальная |
Контрольная |
1 |
Первый |
3 человек |
2 человек |
2 |
Второй |
5 человек |
4 человек |
3 |
Третий |
2 человек |
4 человек |
Рис 2. − Результат эксперимента по выявлению уровня общения у детей старшего дошкольного возраста
В результате мы получили, что в экспериментальной группе 30% детей относятся к первому уровню общения. Эти дети в реальном игровом взаимодействии будут также инициативны. Они принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую, доминирующую позицию в общении.
50% детей относятся ко второму уровню общения. В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции.
20% детей относятся к 3 уровню общения. Дети, в реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении.
В экспериментальной группе 20% детей относятся к первому уровню общения. Эти дети в реальном игровом взаимодействии будут также инициативны. Они принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую, доминирующую позицию в общении.
40% детей относятся ко второму уровню общения. В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции.
40% детей относятся к 3 уровню общения. Дети, в реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении.
Дети по-разному реагировали на слова исследователя. Девять детей из десяти согласились идти в замок по приглашению волшебника в удивительную комнату, где собраны все игрушки, какие только есть на белом свете. А один ребёнок отказались идти в эту комнату. Она объяснила отказ следующим образом.
Маша
. В волшебную комнату не пойдёт, не хочет, ничего не знает. С собой никого не возьмёт. Можно предположить, что у ребёнка есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Требованиям взрослых подчиняется не всегда, не сразу и не полностью. Возможно принятие помощи взрослого. На контакт с экспериментатором идёт охотно, активна, но быстро утомляется, внимание неустойчиво. Общение с экспериментатором и детьми кратковременное. Поговорив недолго с экспериментатором, встаёт, уходит, идёт к детям; смотрит, что они делают, потом быстро заглядывает в игровой уголок, затем подходит к другим детям, где тоже общается недолго.
Повышение уровня воспитательной работы в школах
Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителя государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, ост ...
Закономерности работы с детьми, страдающими от синдрома дефицита внимания и
гиперактивности
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных дете ...