Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения

Страница 6

Таким образом, учащиеся получают каждый раз от текста, даже знакомого, какую-то новую информацию. В идеале же следует каждый раз читать что-то новое, так как чтение про себя есть чтение познавательное, чтение для удовольствия. Это будет способствовать повышению интереса к изучаемому языку и более продуктивному развитию всех видов речевой деятельности, а не только чтению.

Классному и домашнему чтению про себя необходимо уделять достаточное внимание. Сейчас в школе все еще мало времени отводится классному чтению. По мнению Клычниковой 3. И. полезно на уроках уделять хотя бы по 10 минут времени классному чтению про себя. В связи с установкой на устную речь классное чтение про себя может оказаться очень нужным компонентом работы, так как на материале, прочитанном учащимся в школе, можно строить дискуссию, обсуждение и другие виды устной работы. При этом чтение выступает в его основной функции - передаче определенной информации.

Домашнее чтение должно служить осуществлению двух задач:

a. закреплению приобретенных в ходе классной работы навыков и умений чтения;

b. подготовка к выполнению определенного вида деятельности в классе (чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного).

Домашнее чтение должно в определенных границах быть чтением для удовольствия учащихся. Но это не всегда так. Иногда книга для чтения оказывается слишком трудной, и учащиеся скоро теряют к ней интерес. Очень часто домашнее чтение осложняется дополнительными заданиями аналитического порядка. Все это превращает чтение в тяжелую задачу, лишает его непосредственности и живости воздействия.

Осуществляя работу по развитию навыков чтения, учитель должен уделять особое внимание готовности учащихся к чтению данного, конкретного материала.

Готовность в области чтения основана на ряде факторов.

Во-первых, она определяется тем, насколько учащийся владеет теми аспектами языка, знание которых обеспечит ему успешность этой формы речевого общения.

Во-вторых, она определяется отработанностью механизма чтения, точностью звукобуквенных соответствий и скоростью чтения.

В-третьих - общей культурой учащегося, его возрастными особенностями, знанием большого контекста, обеспечивающих ему понимание содержания отрывка.

Таким образом, готовность учащихся к чтению — это общее психическое состояние учащегося, выражающееся в возможности совершать данную деятельность.

Подготовленное чтение проводится после предварительной работы над содержанием, языковой формой и техникой чтения всего текста или отдельных его элементов.

Работа над языковой формой означает предварительное ознакомление с трудными словами, трудными оборотами речи, проработку некоторых трудных грамматических явлений. Работа над содержанием обычно предусматривает предварительный рассказ учителя по тексту. Работа по технике чтения ведется над явлениями, которые могут затруднить чтение про себя или вслух. Поэтому в школьной практике можно выделить три подварианта этого случая:

a. Объясненное и подготовленное;

b. Частично объясненное и подготовленное;

c. Необъясненное, но подготовленное чтение.

Вариант подготовленного контрольного чтения вслух Клычникова 3.И. для удобства называет первым вариантом чтения. Частично подготовленное чтение может иметь шесть подвариантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Методика использования кукольного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников
Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходи ...

Анализ вариативных программ по формированию пространственно-временных представлений
Во временном Государственном образовательном стандарте задачи по формированию пространственно-временных представлений, формулируются следующим образом: «Педагоги развивают пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей» «Педагоги развивают представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей» В ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru