Из них первый вариант частично подготовленного чтения, так же как и подготовленное чтение, предполагает не только предварительную работу над языковой формой, но и над содержанием текста.
Второй и третий подварианты частично подготовленного чтения отличаются неподготовленностью содержания.
Своеобразие четвертого варианта заключается в том, что содержание и техника чтения подготовлены, а форма не подготовлена. Следовательно, подготовленность техники чтения может быть и без подготовленности языковых особенностей текста. Эта подготовленность носит чисто имитативный характер.
Пятый подвариант характеризуется тем, что ученик знакомится только с содержанием
текста, никакой
предварительной, предвосхищающей чтение текста, работы над формой и техникой
чтения не проводится. Этот вариант возможен только при подготовке к первичному чтению текста со снятыми трудностями.
Шестой подвариант, в основном, имеет место при подготовке чтения вслух. Отрабатываются отдельные элементы чтения без предварительной работы над языковой формой и содержанием текста. Так же как и в пятом случае, отработка техники чтения носит имитативный характер.
Аналитическое и синтетическое чтение различают по особенностям перцептивной деятельности учащихся в процессе данной речевой деятельности. Эта деятельность может носить детализирующий или целостный характер. Детализирующе (или аналитически) и целостно (или синтетически) человек может воспринимать и языковую форму, и содержание текста.
Очень распространенной является точка зрения раскрытия смыслового содержания читаемого при помощи анализа и перевода. Аналитическое чтение характеризуется, по мнению автора, четырьмя стадиями, а именно:
a. осознанием основной мысли прочитанного и выражением ее путем перевода или пересказа текста на родном языке учащихся;
b. членением текста на смысловые единицы и понимаем его деталей, исходящего из первичного понимания смысла прочитанного;
c. адекватным пониманием текста и возможностью его литературного перевода;
d. беспереводным пониманием читаемого.
Рассматривая аналитическое и синтетическое чтение, следует помнить, что различие между этими двумя видами чтения носит психологический характер и идет именно по линии восприятия текста. Причем мы гораздо чаще имеем дело с синтетическим чтением, нежели с аналитическим. Процесс чтения, как и процесс речи, проходит три фазы восприятия: первичный синтез, анализ и вторичный синтез.
В первый момент восприятия у учащихся под влиянием объективных раздражителей, в данном случае графических знаков текста, возникают зрительные, двигательные и слуховые ощущения. Одновременно учащийся пытается синтезировать эти ощущения, исходя из круга своих мыслей, из отношения к тому, что написано, опирается на знание им языковых единиц.
Аналитическое и синтетическое чтение связаны между собой как единый процесс, в котором одно подготавливает другое. Раньше считалось, что аналитическое чтение готовит синтетическое. Привязанность аналитического чтения к начальному этапу обучения, а синтетического - к среднему этапу, по утверждению Клычниковой, неверна. Так как, если исходить из психологической природы восприятия при чтении, то синтетическое чтение может вполне иметь место и на начальном этапе обучения. В то же время аналитическое чтение не есть достояние только начального этапа - оно вполне применимо и на этапе обучения.
Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования
повышения мотивации
Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации. Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимул ...
Понятие, принципы, история социальной педагогики
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называ ...