Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения

Страница 5

3. осмысление извлеченной информации

Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с учебным текстом.

Данная классификация видов чтения и четкое определение задач каждого из них необходимы для успешного овладения учащимися навыков чтения. Зрелое умение читать, по мнению ряда методистов, предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Каждый из упомянутых видов чтения в силу своей необходимости для обеспечения возможности практически пользоваться иностранным языком должен быть объектом специального, целенаправленного обучения.

Однако только наметить вид чтения еще недостаточно. Если нужно добиться того, чтобы учащийся в будущем пользовался бы теми или иными умениями и навыками, то нужно довести их до такого уровня совершенства, который позволял бы осуществлять их практическое применение. В этой связи необходимо для каждого из видов чтения определить минимальный уровень, при котором языковые и технические трудности чтения не препятствуют получению полной и точной информации. По мнению С.К. Фоломкиной, определение минимального уровня для каждого вида чтения должно идти по двум направлениям, которые тесно связаны друг с другом. Это определение объема языкового материала и определение минимальной скорости оперирования этим материалом. Известно, что для развития. изучающего чтения достаточно владеть 2500 лексическими единицами; кроме того, отбираемые словари-минимумы в основном направлены на обеспечение развития именно этого вида чтения. [16; 94] Указанные виды чтения различаются:

- по результатам, т.е. степени (объему и глубине) понимания прочитанного материала;

- по характеру процесса чтения (психологическим особенностям);

- по скорости чтения.

Например, ознакомительное чтение предполагает понимание не менее 70% содержащихся в тексте фактов (основную информацию нужно понять точно, второстепенную - без искажения смысла). По своему характеру ознакомительное чтение - это «сплошное» чтение.

Просмотровое чтение отличается от ознакомительного по характеру процесса. При этом виде достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или смысловые куски. Просмотровое чтение можно определить как выборочное чтение. Скорость его протекания должна быть гораздо выше скорости ознакомительного чтения.

Изучающее чтение предполагает полное, адекватное понимание всей информации текста (100% фактов).

Выполняя большую коммуникативную нагрузку, указанные виды чтения способствуют непосредственно достижению главной цели обучения -практическому владению языком.

Чтение про себя преследует, как правило, познавательную цель.

Поэтому чтение про себя должно осуществляться на большом количестве текстов, носить информационный характер. Информационное чтение должно заменить собой тренировочное чтение. Но любое чтение про себя в рамках учебного чтения есть в какой-то мере тренировочное чтение, поскольку оно способствует развитию соответствующих навыков. А учащиеся воспринимают его соответственно тем задачам, которые ставятся перед ними в процессе чтения.

Чтение текстов из учебника может превратиться в очень скучную задачу, если читать многократно один текст; поэтому нужно следить за тем, чтобы текст, по возможности, читался недолго, сопровождался разными заданиями, например, найти главную идею текста, выделить определенное языковое явление, провести анализ образа героя и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Особенности развития речи дошкольников
Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. До ...

Конкурс-Игра
В программу таких конкурсов входят игры, хороводы, выполнение действий под рифмовку, спортивные состязания с командами на изучаемом языке и т.д. Например, все участвующие в конкурсе-эстафете делятся на две команды. Ведущий чертит мелом на полу 5-7 (по числу заданий конкурса) параллельных полос для каждой команды. Команды выстраиваются в ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru