Необходимо отметить следующие положения, общие для данных двух видов чтения:
1. Аналитическое чтение строится на разных этапах обучения по-разному. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся и их знаниями. Содержание и языковой материал текстов, количество привлекаемых к анализу грамматических, лексических, фонетических и стилистических явлений, объем анализируемых текстов изменяются и усложняются при переводе учащихся из класса в класс.
2. Аналитическое чтение связанных текстов может являться одним из способов введения нового материала. Как известно, сила впечатления, влияющая на запоминание, зависит от:
- новизны материала;
- интереса или чувства, соединяемого с ним;
- подробного и отчетливого понимания его качества и составных частей.
Все эти три компонента могут присутствовать при ознакомлении с новым словом в процессе аналитического чтения.
3. Аналитическое чтение приучает учащихся активно пользоваться своими знаниями по грамматике и лексике, так как в ходе его учащиеся убеждаются, что понимание текста может быть достигнуто через анализ языковой формы.
4. Аналитическое чтение обеспечивает хорошее закреплениематериала.
5. Для проведения синтетического чтения в свою очередь необходимо, чтобы учащиеся твердо знали пройденный грамматический материал, лексику, владели механизмом чтения, обладали привычкой распознавать значение неизученных слов.
6. Развитие навыков синтетического чтения требует интенсивного самостоятельного чтения, сочетающегося с аналитической работой в классе над отдельными частями текста, заданного на дом.
7. Важным условием успешности обучения синтетическому чтению является сам текст, который должен быть содержательным, доступным для учащихся, соответствовать их возрастным интересам.
8. На разных этапах обучения место синтетического чтения и методика его проведения должны меняться. На средних этапах синтетическое чтение в классе почти отсутствует.
Преобладающим видом чтения становится домашнее синтетическое чтение.
9. Синтетическому чтению должны предшествовать беседы учителя, создающие психологическую направленность и заинтересованность учащегося
10.В процессе контроля синтетического чтения учитель должен проверить:
ü факт прочтения текста;
ü степень понимания прочитанного.
11.При организации синтетического чтения возможна работа над материалом, общим для всех или различным для каждого учащегося.
12.Синтетическое чтение при хорошо построенной методике обучения дает богатейший материал для развития навыков устной речи.
Следует заметить при рассмотрении аналитического и синтетического чтения, что наибольшего успеха в обучении чтению достигают те учителя, которые с самого начала используют домашнее синтетическое чтение, причем относятся очень серьезно к подбору материала, который должен по степени трудности соответствовать уровню знаний и умений учащихся, в противном случае синтетическое чтение превратится в аналитическое, и весь педагогический эффект синтетического чтения будет нарушен.
Переводное чтение имеет место тогда, когда учащийся вынужден переводить весь текст, а не отдельные трудные для него места. Аналитическое беспереводное чтение достигается, когда процесс чтения на иностранном языке становится аналогичным процессу чтения на родном.
Диагностика неуспеваемости
Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Начальным этапом в системе работы учителя по профилактике неуспеваемости является работа с диагностическими таблицами (см. приложение 1). Цель этого этапа – выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой це ...
Особенности формирования малых групп
Стартовыми позициями являются вопросы, связанные с составом, размером, структурой и продолжительностью «жизнедеятельности» малой группы. Здесь рекомендуется учитывать следующие основные моменты. Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обучен ...