Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
— 1-й — подготовительный;
— 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
— 3-й — результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Диагностика и выявление индивидуальности объекта.
Социальнопедагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работнику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
• показания;
• предостережения, главное назначение которых — "не навреди";
• советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Нормативные основы использования программного обеспечения в образовательном
процессе
В связи с тем, что в современном информационном и компьютеризированном обществе информация является ценнейшим товаром, дальнейшее развитие информационных технологий неразрывно связано с разработкой механизмов обеспечения информационной безопасности, в том числе и правовых. По мере развития и усложнения средств обработки информации безопа ...
Уроки применения знаний, умений и навыков
1.05. Докажите, что середины ребер АР, СР, ВС и АВ тетраэдра РАВС лежат в одной плоскости. Определите вид фигуры, вершинами которой служат эти точки (модификация задачи, приведенной в пункте 4.2.3). 1.06. Треугольник АВС лежит в плоскости α. Через его вершины проведены параллельные прямые, не лежащие в плоскости α. На них отлож ...