Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагогическим процессом, а именно:
• направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
• возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом, а именно:
• способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
• способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;
• соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой — на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Цель социально-педагогического процесса — это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает: Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Internet-ресурсы для развития навыков аудирования
английский обучение дистанционный internet На сегодняшний день в российском Internet появилось множество курсов по изучению иностранных языков online. При этом, статус самых популярных и востребованных прочно закрепился за курсами английского языка. Это объясняется многими факторами, как психологическими, так и многими другими. Разработа ...
Выбор орфографических упражнений для конкретного урока
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся. Если на орфографическую тему отводится один урок, следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями– списыв ...