Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Страница 1

детский художественный творчество изобразительный

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Формирование у детей творческих способностей предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

В.Б.Косминская говорит о том, что эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движения. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

В.Б.Косминская считает, что большое внимание в построении всей системы формирования творческой активности должно уделяться воспитанию умственной активности ребёнка.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и

самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Свое понимание творчества известный исследователь А.Лилов выразил так: « .творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:

- творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности…».

Исследователь В.Г.Злотников более полно и точно раскрыл понятие творчества, как непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экологическая безопасность
В ст.1 Закона РФ "О безопасности" (1992 г.) сказано, что " .безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Арустамов, 2001). В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции, самово ...

Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования повышения мотивации
Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации. Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимул ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru