введение на занятиях по рисованию некоторых упражнений, разработанных Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой;
использование вспомогательных линий, набросков (графитным карандашом, с применением ластика для исправления ошибок).
Для чего нужна такая предварительная работа и что она дает для формирования творческой активности детей на занятиях по изобразительной деятельности?
Известно, что дети дошкольного возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает свое внимание на тех характерных сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке.
Предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач.
Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, которые детям нужно будет отразить в рисунке.
Не обязательно перед каждым занятием по рисованию проводить все виды предварительной работы. Достаточно двух-трех из них, например: чтения художественного произведения, рассматриваний иллюстраций; или наблюдения в природе, использования диафильмов и грамзаписей; или тщательного обследования образца в ходе подготовки к занятию, анализа датских работ, выполненных на предыдущем занятии, и введения определенных упражнений.
Попытаемся подробнее раскрыть методику организации разных видов предварительной работы, осуществляемой на занятиях по рисованию и в ходе подготовки к ним.
Цель наблюдения — формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Важно научить ребенка не просто смотреть на предмет, но и видеть его, т.е. превратить процесс непроизвольного наблюдения предметов и явлений в произвольный, целенаправленный, управляемый. Эту цель подчеркивала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Ею была выяснена также длительность и устойчивость наблюдений, определены условия, способствующие целенаправленному наблюдению:
- раскрытие не только эстетической, но и познавательной стороны наблюдаемого предмета;
- устранение в ходе наблюдения побочных раздражителей;
- организация повторных наблюдений, в ходе которых можно углубить знания ребенка о предмете;
- использование художественного слова.
Мы полагаем также, что необходимым условием формирования творческой активности у детей в ходе наблюдения за предметом или явлением окружающей действительности, является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка.
Иногда воспитатель может сообщить детям интересные сведения относительно предмета, который они будут рисовать. При этом в рассказе педагога должно быть выражено и его эмоциональное отношение к данному предмету, выделено то главное, существенное, что необходимо передать в рисунке.
При организации предварительной работы, как рассматривание произведений изобразительного искусства; воспитателю следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, разнообразными по использованию средств художественной выразительности, доступными для понимания детей среднего дошкольного возраста.
Связь занятий по рисованию с музыкальными занятиями также способствует углублению творческой активности у дошкольников.
Понятие и подходы к определению одаренности у детей
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78] Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержател ...
Развития логического мышления младших школьников: проблема и различные аспекты
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усваивае ...