Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В.Н.Шацкая рассматривает художественное творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей, а исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
• самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
• видение новой функции предмета (объекта);
• видение проблемы в стандартной ситуации;
• видение структуры объекта;
• способность к альтернативным решениям;
•комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Чем же характеризуется творчество?
Б.М.Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».
В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства. Как мы уже отмечали, он радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата, или наоборот теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.
Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Б.М.Теплова, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество - создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выделяют доизобразительный период в развитии творческой активности. Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов.
Характеристика ситуационной игры её значение формировании санитарно-гигиенической
культуры учащихся
Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения, трудового и политехнического образования, экологического воспитания школьников. Реализация этих задач в о ...
Модели
и типы обучения детей дошкольного возраста
Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больш ...