3)Равнобедренный треугольник имеет одну ось симметрии, а равносторонний треугольник — три оси симметрии. Прямоугольник и ромб имеют по две оси симметрии, а квадрат — четыре оси симметрии.
Сформулируйте аналогичные утверждения для многоугольников.
Анализ расположения центров симметрии для конкретных многоугольников — треугольника и четырехугольника, позволяет сделать вывод о том, что никакая из их вершин не может быть его центром симметрии. Обобщая этот вывод мы можем сформулировать гипотезу для многоугольника:
· Вершина многоугольника не может быть центром его симметрии.
Сформулируем аналогичное утверждение для осей симметрии:
· Прямая, содержащая сторону треугольника, не может быть осью его симметрии.
Аналогия свойств центров и осей симметрии треугольника и четырехугольника, с одной стороны, и многоугольника с другой позволяет сформулировать следующие утверждения:
Отметим, что возможно использование приема аналогии для получения свойств центров и осей (а также плоскостей) симметрии стереометрических фигур, например, тетраэдра, четырехугольной призмы.
Суть данного приема состоит в следующем: наряду с исходной задачей формулируем аналогичную, похожую, но более простую для нас вспомогательную задачу; решаем эту вспомогательную задачу, разбивая решение на отдельные этапы («шаги»); пытаемся провести аналогичные рассуждения на каждом «шаге» применительно к исходной задаче.
Естественно применять аналогию к решению стереометрических задач, при этом каждый раз ученик самостоятельно формулирует для себя уже известную и решенную планиметрическую задачу.
Метод обобщения. Переход от данной задачи к ее обобщению также нередко позволяет обнаружить способ решения исходной задачи. В самом деле, к более общей задаче могут оказаться применимы методы, которые не применимы к исходной задаче.
8 класс
Пример. Исходная задача. Доказать, что сумма расстояний от произвольной точки M до сторон равностороннего треугольника равна высоте этого треугольника.
Более результативная вспомогательная задача. Доказать, что для любой точки M, принадлежащей произвольному ΔABC со сторонами a, b, c и высотами ha, hb, hc ,справедливо равенство x/ha+y/hb+z/hc=1, где x, y, z — соответственно расстояния от точки M до сторон BC, AC, AB.
| |||
![]() |
Соединив точку M с вершинами A, B, C, получим три треугольника ΔBMC, ΔAMC, ΔAMB, высоты которых соответственно равны x, y, z. Пусть S — площадь ΔABC, тогда S=½(ax+by+cz). С другой стороны, S=½aha, S=½bhb, S=½chc. Комбинируя эти равенства, находим
x/ha+y/hb+z/hc=1.
В равностороннем треугольнике ha=hb=hc=h, а поэтому x+y+z=h.
Т.е. сумма расстояний от произвольной точки, принадлежащей равностороннему треугольнику до его сторон постоянна и равна высоте треугольника.
9 класс.
Пример. Исходная задача. Дан параллелограмм ABCD. Укажите способ для его разбиения на 11 равновеликих частей прямыми, проходящими через вершину A.
Сформулируем обобщение данной задачи:
Более результативная вспомогательная задача. Как разбить параллелограмм ABCD прямыми, проходящими через вершину A, на n равновеликих частей, где n — любое заданное натуральное число.
Есть ли такие n, для которых мы умеем решать полученную задачу?
Т.е. для всех n=2k данная задача имеет решение.
Рассмотрим случай, когда n — четно.
Например, n=6.
|
Затем точки деления соединяем прямыми с вершиной A.
Теперь рассмотрим нечетные n.
Например, n=3.
Решение задачи для n=2k+1 сводится к разбиению отрезков BC и CD на n конгруэнтных отрезков точками M1,M2,M3…Mn=C и N1,N2,N3,…Nn=D соответственно.
Затем точки деления с четными номерами соединяются прямыми с вершиной A.
Решение исходной задачи для n=11: делим отрезки BC и CD на 22 равных отрезка и соединяем точки, имеющие четные номера с вершиной A.
Опыт учителей иностранных языков
Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в ...
Исторические аспекты проблемы формирования у школьников готовности к
самообразовательной деятельности
Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А. Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо,И.Г.Песталоцци,А.Дистерверг. Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения и ...