В качестве исходной методики мы выбрали критерии оценки образовательной деятельности школы, разработанные участниками российско-британского проекта под руководством доктора педагогических наук В.В.Серикова. Данная методика соответствовала требованиям и в то же время служила инструментом для двух типов оценки деятельности образовательного учреждения: внутренней, совершаемой для педагогического анализа, внутренней аттестации учителей, сбора аналитических материалов для педагогических советов и внешней.
Выбранная методика позволила привести в систему результаты отдельных наблюдений, локальных обследований и представить в виде аналитической справки достаточно целостную картину жизнедеятельности школы.
Каковы эти критерии?
школьный менеджмент и качество управления;
качество учебного плана;
достижения учащихся;
эффективность педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;
школьная культура, психологический климат;
образовательные ресурсы школы.
Особенность данной методики - гибкость, каждая школа может вносить свои изменения и дополнения. Мы добавили критерий - воспитательная работа, так как наша школа выполняет не только образовательную функцию, но и социальную.
Таким образом, семь параметров оценки школы стали основными объектами анализа ее деятельности. Объекты, подлежащие обследованию, весьма разнообразны: деятельность администрации школы, учителей, учащихся, интеллектуальные и нравственные достижения учащихся, профессионализм педагогов. Инструментарий, выбранный нами, тоже был достаточно разнообразным: наблюдения, анкеты, тесты, микроэксперименты, социометрические методы. Нами была организована оценочная деятельность – это своеобразное исследование: были составлены планы, сформулированы задачи, гипотезы, выбраны методы. Итогом такой деятельности стал педагогический совет " Оценка педагогическим коллективом качества образовательной деятельности школы". Были выявлены "проблемные" зоны: сплоченность коллектива, отсутствие системы воспитательной работы, индивидуализация процесса обучения. Каждый учитель принимал участие в оценке деятельности школы, имея предложенные характеристики, располагая своеобразными шкалами измерения жизни школы:
Школьный менеджмент и качество управления - 149 баллов.
Эффективность педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов - 148 баллов.
Материально-технические ресурсы -120 баллов.
Достижения учащихся – 111 баллов.
Таким образом, данная методика оценки качества образовательной деятельности школы позволила провести целостный педагогический анализ, который отразил образовательный и развивающий потенциал школы. Главное, что она не свелась к регистрации локальных успехов школы, скажем, в преподавании отдельных предметов, побед в конкурсах или в организации каких-либо творческих сфер жизнедеятельности детей.
Ведь основное внимание в реализованной нами методике обращается на применение критериев, оценивающих выполнение школой не только обучающей, но и личностно развивающей функции. Это и формирование гражданского опыта, оценки успешности взаимодействия учителей, специальных мер, принимаемых школой для развития индивидуальных способностей школьников, профессионализма педагогов в аспекте работы с личностью ребенка, эффективности управленческой деятельности администрации, - словом, всего того, что обеспечивает создание в школе ситуации развития личности.
С этого учебного года реализуется Программа развития (2009-2012 г.г.), своеобразие миссии учебного заведения заключается в том, чтобы обеспечить личностную ориентацию в обучении и воспитании, вариативность и свободу выбора в образовании, получение основного и среднего (полного) общего образования на достаточном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, успешную социализацию выпускника.
В школе созданы условия, чтобы каждый обучающий реализовал удобный для себя способ образовательной деятельности, так называемую индивидуальную образовательную траекторию.
Основу управленческой системы школы определяет комплексно-целевой подход к планированию, развитие самоуправления учителей и учащихся, а также формирование мониторинга образовательного пространства и воспитательной системы школы.
Осуществление основных идей модернизации образования призвано, в конечном счете, повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях.
Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса, все острее ощущается потребность в организации контроля функционирования образовательного учреждения.
Система
общественного дошкольного воспитания Ф.Фребеля
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов. С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиян ...
Драматизация как музыкальная деятельность: общая характеристика,
содержание, структура
Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной. Драматизация — разновидность художественной игры с присущими ...