Математические знания служат также одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отношениями, выражаемыми словами "быть на столько-то больше (меньше)", "быть на столько-то раз больше (меньше)". Они используются и в целях уяснения понятия доли (задачи на нахождение доли величины и искомого значения величины по доле). Математические знания помогают и при формировании ряда геометрических понятий, а также при рассмотрении элементов алгебры.
Если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о предмете математики и уменьшить их психологические барьеры, необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых задач, практически выполняя каждый раз решение самостоятельно, поднимая тем самым собственную самооценку. Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, такие задачи также дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Их решение формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, вычислить в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд и т.п.
Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения. Так, при решении любой задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате многократного решения задач какого-либо вида ученик обобщает знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате чего обобщается способ решения задач этого вида.
Решение задач – это не только преодоление психологических барьеров в обучении математике, но и упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
Изучена методика работы над математической задачей: понятие и виды задач, способы ее решения, этапы, задачи, общие вопросы методики обучения решению задач.
Проведена работа по диагностике исходных психологических барьеров в обучении математике, что позволило сравнить уровень развития психики у учащихся.
Данный вопрос не закрыт, необходимо искать новые формы, подходы, направления, новые методические обоснования для более успешного преодоления психологических барьеров в обучении школьников математике.
Методика исследования словообразования глаголов
При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48]. Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению ...
Повышение уровня воспитательной работы в школах
Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителя государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, ост ...