Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Структура образования » Преодоление психологических барьеров при изучении математики в 5-6 классах » Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Страница 4

На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.

Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления:

1. традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.

2. специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.

Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход, который и был положен в основу формирования технологии.

Для осуществления формирования логического мышления учащихся 5-6 классов была составлена система развивающих заданий по темам:

· аналогия;

· исключение лишнего;

· "в худшем случае";

· классификация;

· логические задачи;

· перебор;

· задачи с геометрическим содержанием;

· задачи "на переливание";

· задачи-шутки;

· ребусы и кросснамберы;

· занимательные задания.

Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.

Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.

Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.

Учитель, преподающий в 5-6 классах, может развивать логическое мышление учащихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:

1. выбранные задания должны быть посильными для детей;

2. задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;

3. если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;

4. ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;

Система развивающих заданий

Аналогия

Аналогия – это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.

Например:

1. уменьшаемое – разность, множитель - …?

2. продолжите ряд: 1, 5, 13, 29, …

7, 19, 37, 61, …

Исключение лишнего

В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.

Например,

1. Сумма, разность, множитель, частное

2. 9, 12, 8, 15

3. см, дм, м2, км.

В худшем случае

Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший случай, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное – правильно определить этот худший случай.

Например:

1.В классе 37 человек. Докажите, что среди них найдутся четыре человека, родившиеся в один и тот же месяц.

2.Есть три ключа от трех замков. Какое наименьшее количество проб нужно осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам?

Классификация

Классификация – это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества (классы). Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации (т.е. признака, существенного для данных объектов), которое может принимать различные значения.

Например:

Что объединяет слова длина, площадь, масса? Какое слово к ним подходит: секунда, центнер, величина, метр?

Логические задачи

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

Например:

1.Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников
1. для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации 2. для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации 3. необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации. ...

Определение уровней представлений о семье у детей старшей группы
Критерии оценки № Критерии Баллы 1 Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества 2 своих родителей. 2 Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. 2 3 Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. 2 4 Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, 2 дедушка, брат, сестра, сы ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru