Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Структура образования » Преодоление психологических барьеров при изучении математики в 5-6 классах » Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Страница 3

К сожалению, в практике обучения математике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство усвоения школьниками программного материала. Задачи повышенной трудности из дидактических материалов, сборников задач, в основном закрепляют умения и навыки учащихся в решении стандартных задач, задач определенного типа. А между тем функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. В связи с этим задачи могут использоваться и как средство преодоления психологических барьеров.

Любая предлагаемая учителем задача для решения учащимся должна служить конкретным целям обучения. И все же главная цель задач – развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к "открытию" математических фактов.

Достичь этой цели с помощью одних стандартных задач невозможно, хотя стандартные задачи, безусловно, полезны и необходимы, если они даны вовремя и в нужном количестве. Следует избегать большого числа стандартных задач как на уроке, так и во внеклассной работе, так как в этом случае сильные ученики могут потерять интерес к предмету, а у слабых учеников выработаться шаблонность.

Ознакомление учащихся лишь со специальными способами решения отдельных типов задач создают, опасность того, что учащиеся ограничатся усвоением одних шаблонных приемов и не приобретут умения самостоятельно решать незнакомые задачи. При первом знакомстве с задачей они будут говорить, что такие задачи в классе не решали.

В системе задач школьного курса математики, необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, выполняемые по образцу. Но не менее необходимы задачи, направленные на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. Необходимы специальные упражнения для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, обучение общим приемам решения задач, для овладения ими методами научного познания реальной действительности и приемам продуктивной умственной деятельности Такими задачами могут служить задачи различного типа.

Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, можно научить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, и делать соответствующие выводы. Так же прививать учащимся прочные навыки творческого мышления.

В школьных учебниках математики мало задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии, индукции, эксперимента.

Такого типа задачи необходимо решать на уроке со всеми учащимися, а не только с отдельными учениками. Решение проводить в процессе изучения или повторения учебного материала предусмотренного программой. Для развития навыков преодоления психологических барьеров необходимо несколько изменять условия задач, встречающихся в школьных и других учебниках.

Полезно предложить учащимся самим установить с помощью наблюдений и индукции формулы для решения задач.

На уроках математики необходимо систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности.

Эффективное развитие математических способностей у учащихся и преодоление психологических барьеров невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.

Как показывают исследования, рассмотрение на уроке задач такого типа, для решения которого недостаточно известного учащимся материала, вызывает естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к преодолению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей.

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат – ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.

Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Графическая характеристика эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики
Таблица 3.5 – Характеристика динамики показателей в ходе тестов «Мозаика» и «Разложи» Исследуемая группа Параметры Мозаика Разложи КГ I тестирование 2,3±0,97 2,4±0,99 II тестирование 2,4±0,48 2,9±0,78 Р — — ∆(%) 5,3 17,4 ЭГ I тестирование 2,3±0,66 2,3±0,83 II тестирование 4,3±0,66 4,1±0,78 Р <0,05 <0,05 ∆(%) 53 54,5 А Б ...

Организационные формы обучения в ДОУ
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В ДОУ используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru