Определяющее условие количественной оценки результатов экспериментов исследуемых барьеров – адекватность этой оценки, качественной ее характеристики.
Качественный анализ механизма преодоления психологических барьеров в обучении школьников решению математических задач привел к выводу, что наиболее общим, суммарным показателем уровня его развития могут служить скорость мышления и связанная с этой скоростью самооценка, как краткость пути к самостоятельному решению проблемы.
В определении показателя скорости мышления при решении проблемы исходят из следующих показателей: чем раньше ученик выделит закономерность в решении задач и будет ориентироваться на нее, тем вернее он будет решать задачи. Следовательно, о скорости и об уровне связанной с ней самооценки можно судить по совокупности баллов, начисленных за верно решенные задачи.
В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты. 11 человек класса показали достаточно высокие результаты и были отнесены к высшему уровню скорости мышления.
Большая часть испытуемых была отнесена к среднему уровню: 13 человек
Следовательно, исходя из вышеперечисленных данных, общий уровень скорости мышления можно считать достаточно высоким. При этом допускается наличие возможных погрешностей в исполнении, обработке и трактовке данных.
В заключение было проведено вторичное тестирование. Результаты вторичного испытания отражены в таблице.
Рис.2.Анализ предварительных результатов класса 5.3
Улучшение показателей класса дает основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по преодолению психологических барьеров в обучении математике школьников заслуживающими внимания.
Нельзя считать этот результат окончательным. Так могут возникать новые психологические барьеры, поэтому необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы преодоления психологических барьеров в обучении математике, в зависимости от индивидуальных свойств и особенностей каждого отдельно взятого учащегося. Многое также будет зависеть от педагога-предметника, от того, будет ли он учитывать особенности познавательных процессов школьников и применять приемы активизации мышления в ходе объяснения и закрепления материала, будет ли он строить свои уроки на ярком, эмоционально окрашенном рассказе или чтении текста учебника; а также от многих других фактов.
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
1. Экспериментальные занятия по курсу математики в классе 5.3 средней школы № 1605 г. Москвы были достаточно эффективны. Удалось достичь основной цели данного исследования – выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки, позволяющих овладевать приемами преодоления психологических барьеров, а, следовательно, облегчать усваиваемость материала и активизировать познавательные и творческие способности школьников.
2. Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования.
3. Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики:
1) В целях совершенствования преподавания математики целесообразно разрабатывать новые методики использования нестандартных задач, связанных с приемами преодоления психологических барьеров.
2) Систематически использовать на уроках задачи развивающего характера, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
3) Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
4) Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов, с целью релаксации учащихся.
5) Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что работа над формированием навыков преодоления психологических барьеров в обучении математике учащихся - дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации познавательной и творческой деятельности школьников является одной из задач современной психологии и педагогики.
Обучаясь и преодолевая психологические барьеры, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Новые нестандартные задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о математической задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами.
Выявление уровня представлений о кукольном театре и его реализация в
учебном процессе
Для выявления уровня представлений о кукольном театре и его реализации в учебном процессе мы провели тестирование "Кукольный театр" во 2 "Г" классе МОУ Лицея № 1. По результатам исследования заметим, что уровень представлений детей о кукольном театре довольно высокий, что следует из ответов учащихся на вопросы теста. ...
Природа творческих способностей
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Од ...