Определяющее условие количественной оценки результатов экспериментов исследуемых барьеров – адекватность этой оценки, качественной ее характеристики.
Качественный анализ механизма преодоления психологических барьеров в обучении школьников решению математических задач привел к выводу, что наиболее общим, суммарным показателем уровня его развития могут служить скорость мышления и связанная с этой скоростью самооценка, как краткость пути к самостоятельному решению проблемы.
В определении показателя скорости мышления при решении проблемы исходят из следующих показателей: чем раньше ученик выделит закономерность в решении задач и будет ориентироваться на нее, тем вернее он будет решать задачи. Следовательно, о скорости и об уровне связанной с ней самооценки можно судить по совокупности баллов, начисленных за верно решенные задачи.
В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты. 11 человек класса показали достаточно высокие результаты и были отнесены к высшему уровню скорости мышления.
Большая часть испытуемых была отнесена к среднему уровню: 13 человек
Следовательно, исходя из вышеперечисленных данных, общий уровень скорости мышления можно считать достаточно высоким. При этом допускается наличие возможных погрешностей в исполнении, обработке и трактовке данных.
В заключение было проведено вторичное тестирование. Результаты вторичного испытания отражены в таблице.
Рис.2.Анализ предварительных результатов класса 5.3
Улучшение показателей класса дает основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по преодолению психологических барьеров в обучении математике школьников заслуживающими внимания.
Нельзя считать этот результат окончательным. Так могут возникать новые психологические барьеры, поэтому необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы преодоления психологических барьеров в обучении математике, в зависимости от индивидуальных свойств и особенностей каждого отдельно взятого учащегося. Многое также будет зависеть от педагога-предметника, от того, будет ли он учитывать особенности познавательных процессов школьников и применять приемы активизации мышления в ходе объяснения и закрепления материала, будет ли он строить свои уроки на ярком, эмоционально окрашенном рассказе или чтении текста учебника; а также от многих других фактов.
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
1. Экспериментальные занятия по курсу математики в классе 5.3 средней школы № 1605 г. Москвы были достаточно эффективны. Удалось достичь основной цели данного исследования – выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки, позволяющих овладевать приемами преодоления психологических барьеров, а, следовательно, облегчать усваиваемость материала и активизировать познавательные и творческие способности школьников.
2. Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования.
3. Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики:
1) В целях совершенствования преподавания математики целесообразно разрабатывать новые методики использования нестандартных задач, связанных с приемами преодоления психологических барьеров.
2) Систематически использовать на уроках задачи развивающего характера, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
3) Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
4) Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов, с целью релаксации учащихся.
5) Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что работа над формированием навыков преодоления психологических барьеров в обучении математике учащихся - дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации познавательной и творческой деятельности школьников является одной из задач современной психологии и педагогики.
Обучаясь и преодолевая психологические барьеры, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Новые нестандартные задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о математической задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами.
Инновации в системе школьного образования в Республике Тыва
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Материалы важнейших государственных мероприятий последнего времени свидетельствуют о том, что образование находится в центре внимания российского и мирового ...
Методы обучения с использованием компьютерных технологий
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это полож ...