Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в своем арсенале огромное количество способов развития творчества учеников. В данной главе будут рассмотрены несколько наиболее популярных приемов развития творческого потенциала учащихся, применяемые учителями иностранных языков.
Иностранный язык в школе – предмет специфичный, так как его реальная практическая значимость долгое время не воспринимается учениками, кроме того, данный предмет довольно сложен для многих учащихся. Все эти факторы влияют на снижение мотивации и интереса со стороны учащихся. Поэтому так важен человек, преподающий иностранный язык, ведь от его профессионализма и умения постоянно поддерживать интерес детей зависит результат педагогического процесса.
В данной главе будут приведены некоторые приемы творческой работы учителя, помогающие ему достичь наиболее высоких результатов. Все из нижеперечисленных способов основаны на общем творческом развитии таких компонентов личности ученика, как воображение, фантазия, абстрактное, образное и критическое мышление.
Проектная деятельность. Данный вид работы приобретает все большую популярность среди преподавателей иностранных языков, так как наиболее полно соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. Кроме того, такой вид работы, является творческим по своей сути и ориентируется на развитие личности учащегося. « Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе своих интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей».
Метод проектов предоставляет большое поле для творческой деятельности, как со стороны ученика, так и учителя. Но для ученика данный вид работы особенно важен, так ее творческая направленность приводит к ощутимым результатам в его интеллектуальном и духовном развитии. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие. [26,79]
Одной из основополагающих черт метода проекта является свобода творчества, предоставляющаяся ученику, что существенно повышает его статус и позволяет изменить традиционную схему взаимодействия «учитель ученик» на схему партнерского учебного сотрудничества «субъект – субъект». Данный вид взаимоотношений повышает ответственность и самостоятельность ученика, что является серьезным воздействием на его личностную сферу.
Кроме того, данный вид учебной деятельности служит установлению межпредметных связей, которые призваны интегрировать в учебном процессе часто раздробленные и обрывочные знания учащихся по отдельным дисциплинам. Это развивает способность мыслить объективно и широко, что так необходимо для развития творческих способностей учащегося. Особую роль в методе проектов играет защита проекта и рефлексия после нее. Этот этап работы над проектом, помогает ученикам справедливо и объективно оценить свою работу. Важно, чтобы несколько человек смогли высказать свое мнение по увиденному проекту – это развивает способность учеников мыслить критически. Что касается оценки проектов, то преподаватели, имеющие достаточный опыт данного вида работы, не рекомендуют устраивать соревнование лучших проектов и тем самым выделять лишь немногих, так как подобный индивидуальный вид деятельности должен и оцениваться индивидуально. [27]
Описание формирующего эксперимента и интерпретация
его результатов
С целью определения эффективности театральной деятельности в ходе ликвидации излишней застенчивости у младших школьников, нами была проведена серия театрализованных занятий, направленных на формирование сценической речи, пластической выразительности, творческой деятельности, навыков коллективной работы. В Приложении 1 приведены сценарии ...
Сравнительный анализ эффективности коррекционно-развивающей программы и
базовой программы дома-интерната
Таблица 3.4 – Сравнительный анализ эффективности предложенной программы с базовой программой дома-интерната Тест КГ после эк-та ЭГ после эк-та tнабл P «Мозаика» 2,4±0,48 4,3±0,66 3,87> tкрит=2,37 <0,05 «Разложи» 2,9±0,78 4,1±0,78 2,94> tкрит=2,37 <0,05 «Застегни» 2±0,87 4±0,87 4,02> tкрит=2,37 <0,05 «Шнуровка» 1,6±0,99 ...