Больше половины респондентов из поколения детей, ориентированных на систему семейных ценностей любви, собираются родить двоих детей (57,1% ответов). Чаще всего о намерении иметь троих детей указывали респонденты - сторонники семейных ценностей заботы (26,1%), а реже всего - системы ценностей комфорта (2,6%). Аналогичный выбор делают и родители с доминирующей системой семейных ценностей заботы: трех и более детей они собираются иметь в четыре раза чаще, чем родители второй группы и в десять раз чаще, чем сторонники третьей группы семейных ценностей (68,4/18,4/6,7% соответственно). Таким образом, родители и дети с доминирующим типом семейных ценностей, условно названных нами - ценностями заботы, имеют высокую потребность в нескольких детях, а ориентированные на семейные ценности комфорта, напротив, имеют более низкий уровень потребности в детях, ограниченный одним-двумя детьми.
Полученные данные дают основание говорить о том, что от поколения к поколению усиливается установка на уменьшение количества детей в семье. При этом указанная тенденция проявляется сильнее в подвыборке единственных детей в семье, неверующих, имеющих родителей, которые разведены или находятся в незарегистрированном браке, живущих в семьях с высоким достатком, имеющих доминирующую систему семейных ценностей комфорта и индивидуализации жизни.
В таблице 3 приведены средние значения желаемого и ожидаемого числа детей в группах респондентов поколения родителей и детей, выделенных по типу семейных ценностей. Оба показателя выше в группе респондентов с минирующими ценностями заботы: желаемое число детей в группе поколения детей - 2,31 (в поколении родителей - 2,51), ожидаемое в группе поколения детей - 2,15 (в поколении родителей - 2,42). В группе респондентов, имеющих направленность на ценности комфорта, соответствующие показатели самые низкие: желаемое число детей в группе поколения детей - 1,77 (в поколении родителей - 1,70), ожидаемое в группе поколения детей - 1,59 (в поколении родителей - 1,39).
Респонденты, ориентированные на семейные ценности любви, занимают среднее положение: желаемое число детей в группе поколения детей - 2,04 (в поколении родителей - 1,98), ожидаемое в группе поколения детей - 1,87 (в поколении родителей - 1,62). Следовательно, респонденты (как в поколении детей, так и родителей) из групп с доминирующими ценностями комфорта и любви собираются иметь детей меньше, чем респонденты из группы с ценностями заботы, не потому что им не позволяют условия жизни, а потому что у них такова потребность в детях. Небольшая разница между средними значениями желаемого и ожидаемого числа детей (0,16/0,17/0,18) позволяет говорить о том, что большинство респондентов из сравниваемых групп в поколении детей собираются иметь детей столько, сколько хотят.
В то же время разница между средними значениями желаемого и ожидаемого числа детей у респондентов поколения родителей, ориентированных на ценности заботы минимальна (0,09), а выбирающих ценности любви и комфорта, максимальна - 0,36 и 0,31 соответственно. Следовательно, роль жизненных условий для реализации потребности в детях минимальна для первой группы и максимальна для второй и третьей.
Важно также отметить, что средние значения желаемого и ожидаемого числа детей выше для поколения детей по сравнению с поколением родителей в группах с доминирующими ценностями любви (2,04/1,98 и 1,87/1,62) и ценностями комфорта (1,77/1,70 и 1,59/1,39), а соответствующие показатели ниже в группе с семейными ценностями заботы (2,31/2,51 и 2,15/2,42).
Таблица 5. Средние значения желаемого и ожидаемого числа детей в группах респондентов поколения детей и родителей, выделенных по типу семейных ценностей
Ценности заботы |
Ценности любви |
Ценности комфорта | ||||
Дети |
Родители |
Дети |
Родители |
Дети |
Родители | |
Желаемое число детей |
2,31 |
2,51 |
2,04 |
1,98 |
1,77 |
1,70 |
Ожидаемое число детей |
2,15 |
2,42 |
1,87 |
1,62 |
1,59 |
1,39 |
Разница между желаемым и ожидаемым числом детей |
0,16 |
0,09 |
0,17 |
0,36 |
0,18 |
0,31 |
Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...
Характеристика
альтернативных программ обучения и воспитания в ДОУ
Вариативность образования декларируется как один из основополагающих принципов образовательной политики государства. Программа «Радуга». Это первая инновационная программа дошкольного образования. Работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г . Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. ...