Труд в природе.
1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
результат труда определяет при помощи взрослого;
не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
не может спланировать последовательность трудовых действий.
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
не может выполнить задания.
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты сведены в таблицу 1.
Таблица 1 - Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Фамилия, имя ребёнка |
1. Умение принять цель труда |
2. Умение выделить предмет труда |
3. Умение предвидеть результат труда |
4. Умение спланировать трудовой процесс |
5. Умение отобрать необходимое оборудование |
6. Освоение трудовых навыков и умений |
Воробьева Валерия |
В |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Горлинская Софья |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
Ильченко Денис |
Б |
В |
Б |
В |
В |
В |
Ионова Вера |
В |
В |
В |
Б |
В |
В |
Шилин Иван |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
Б |
Шпак Сергей |
Б |
В |
А |
Б |
Б |
Б |
Психолого-педагогические исследования в области развития
образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мы ...
Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно. 29 июля 2005 года был принят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ». Данный закон предусма ...