При рассматривании иллюстраций детей спрашивали:
“Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?”
“Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”
Эти вопросы заставляли детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.
При рассматривании иллюстраций путем сопоставления картины удавалось показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной погоды и т.д.
Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций обнаруживается, что они тоньше воспринимают цветовые сочетания и ищут слова для выражения различного состояния в изображаемой природе.
Рассматривая иллюстрацию к потешке «Конь», Коля О. сказал: «Солнышко светит ярко-ярко. На берегу тепло и светло и потому мы хорошо видим коня. Грива и хвост украшены бантами, сбруя и седло расшиты разными узорами».
Знакомя детей с творчеством Ю.А.Васнецова, педагоги стремились показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам, потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. Было проведено занятия с детьми на тему «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».
Внимание детей привлекалось и к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомились с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнавали о труде художника-иллюстратора. Они высказывали свои суждения и оценки, используя эмоционально-нравственные и эстетические определения.
Следующим этапом работы было ознакомление детей с такими средствами выразительности рисунка, как изображение движения, позы животных. Для этого мы использовали игры: «Кто бежит, кто сидит», «Чем не похожи животные?», «Угадай, кто что делает».(Приложение 12). Были подобраны иллюстрации, где ярко переданы животные в разных позах, в движении и статике. Мы взяли изображения одного персонажа, например зайчика: зайчик танцует (потешка «Заинька, выйди в сад…»), зайка сидит и ест кашу («Сорока-белобока»), зайка плачет, убегает («Зайкина избушка»), зайка присел – увидел гриб («Сел комар на кусток») и т.д. Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы обращали их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших, расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка и усы распушил.
Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится неоднократно (“Три медведя”, “Кот, петух и лиса ”, “Теремок”).(Приложение 13.) Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.
Понятие и значение самостоятельной математической деятельности
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В практику работу по математическому развитию дошкольников широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяе ...
История развития игры
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти не ...